Герои A-List и Саша Жаркова исследуют одиночество
Научный факт: человеческое ухо способно улавливать звуковые волны в диапазоне примерно от 20 Гц до 20 Кгц. Частота колебаний звуковых волн человеческого голоса находится именно в этом диапазоне, поэтому мы можем слышать и понимать друг друга.
Кроме того, человек — единственное на земле существо, у которого в распоряжении есть речь, устная и письменная. Последняя снимает проблему социальной коммуникации в условиях невозможности общаться голосом.
Это уникально, нам невероятно повезло.
Основатель радиостанции STUDIO 21, посвященной хип-хоп-культуре, в одиночестве находит креативный ресурс.
Мне многое не нравится в современном обществе, и я остро реагирую на проявление человеческой безответственности — неважно, по отношению к другим людям или к природе. Когда я наедине с собой, мне не приходится тратить много энергии на противостояние с внешним миром.
Я занимаюсь креативом сразу по нескольким направлениям: музыка, видео, дизайн. Я ресурсен в команде, с которой мы и реализовываем все творческие идеи, но для проживания креативного процесса мне необходимо уединение. Особенно если речь идет о написании музыки: для меня это очень интимное занятие, которое требует глубокого погружения.
Когда я был ребенком, мне всегда хотелось уединиться, спрятаться, я регулярно сбегал с больших семейных мероприятий. По мере взросления я сохранил эту сосредоточенность на собственном внутреннем мире, но при этом стал более внимательным к тому, что со мной происходит в моменты соприкосновения с другими. Я принципиален сам к себе: всегда анализирую свое поведение и свои поступки. В конце дня мне всегда необходимо побыть одному и подумать, что можно было сделать по-другому, записать свои мысли — это такой эмбиентный процесс. В этом нет ничего уникального, но при этом мне важна интимность момента.
У меня нет высшего образования: обучение в университете мне показалось пустой тратой времени. Сейчас я много чего знаю и умею, и мои навыки, в том числе профессиональные, были приобретены из внутренней мотивации и работы наедине с самим собой. Мне интересны не только практические навыки, но и познание мира в целом: слушаю, например, лекции по квантовой механике — это помогает мне понять, как устроена окружающая нас действительность.
Мне сложно довести какую-то креативную идею до конца, если в этот момент кто-то находится рядом. Все мои друзья знают: периодически я могу пропадать, потому что ухожу в себя. Это не значит, что я сижу медитирую, смотрю в стену и у меня возникают гениальные мысли — успевай записывать. Это просто некий процесс: мне необходимо время, чтобы оформить свои мысли, развить свои идеи, необходимо пребывание в некоем вакууме собственной энергии. Именно в таком контексте и родилась идея проекта STUDIO 21.
Сооснователь книжного магазина «Подписные издания», предпочитает одиночеству плотный график дел, расписанный на несколько месяцев вперед.
Необходимо разделять одиночество на профессиональное и личное. В обоих случаях мысль об одиночестве вызывает у меня страх. В профессиональной сфере мне страшно оказаться в ситуации отсутствия идей, остаться наедине с самим собой без какого-то наполнения. Страх одиночества помогает не стоять на месте и дает импульс для творческого поиска.
Моя жизнь — это перманентная борьба с одиночеством. Сама концепция одиночества — осознанного погружения в себя в какое-то неясное состояние — мне не близка. Если ты хотя бы единожды по-настоящему попал в абсолютное одиночество, ты уже не выйдешь оттуда. Эти метастазы тебя прожгут насквозь. Мне в жизни повезло, что моя среда настолько плодородная и насыщенная, что в ней нет места одиночеству как таковому: я окружен тем, от чего вообще не хочется уходить никогда и никуда. Единственное, что полезного я вижу в одиночестве, — это желание не быть там.
Поход в лес или сольная поездка на велосипеде по Европе — это симуляция, которая не имеет ничего общего с подлинным экзистенциальным одиночеством.
Для себя я понимаю, что никогда не буду одиноким, потому что у меня есть я сам. Мне с собой всегда очень комфортно. Командировки, возможность не быть привязанным к офису, постоянное движение — все это помогает мне переживать рефлексию на ногах. Мне достаточно 30 минут на такси, чтобы успеть прожить все необходимые внутренние процессы.
Мой график дел расписан на несколько месяцев вперед. Я живу по принципу: чтобы двигаться вперед, надо окружать себя непреодолимыми процессами, сложностями, чтобы через них пробираться, делать что-то через невозможность это сделать. Мне совершенно не хочется погружаться в какое-то состояние, чтобы искать там творческие импульсы. Все, что я нахожу, существует на территории, полностью противопоставленной одиночеству.
Предприниматель, инфлюенсер, сооснователь SETTERS и SETTERS Media, ценит одиночество как редкую роскошь встретиться и пообщаться с самой собой.
Я веду активный образ жизни и всегда окружена людьми. Побыть в одиночестве для меня — большая и редкая роскошь. Я невероятно ценю такие моменты и всегда стараюсь найти возможность провести время наедине с собой. Иногда эту возможность нужно создавать: уехать куда-то далеко или от чего-то отказаться. Делать это становится все сложнее и сложнее: сказываются издержки моей работы и образа.
Мы постоянно строим планы, составляем списки людей, с которыми хотели бы встретиться, но почему-то в этих списках редко есть мы сами. Мне с собой интересно — во внутреннем диалоге могу придумать что-то новое, найти ответы на вопросы, обрести вдохновение. У каждого из нас есть внутреннее «я» и внешнее «я», последнее всегда в потоке и куда-то спешит. Время в уединении — это возможность соединить свои «я». Люди встречаются и общаются, чтобы обменяться энергией, информацией, мыслями, ощущениями, — ровно такой же обмен мы можем совершать с самим собой.
У художницы Марины Абрамович есть известная практика — час смотреть на себя в зеркало. Меня очень привлекает эта концепция. В обычной жизни из-за постоянной спешки мы смотрим на себя максимум в окошке Zoom или в объективе селфи-камеры. Одиночество помогает физически с собой засинхрониться, понять, как ты себя чувствуешь прямо сейчас, как ощущает себя твое тело. Важно находить время, чтобы просто ощутить себя как физическую единицу.
Одиночество никогда не ассоциировалось у меня с грустью. Когда я остаюсь одна, люблю представлять себя героиней фильма, а создать подходящую атмосферу и настроиться на правильную волну мне помогает музыка. Она дает мне возможность отвлечься от бытовой реальности, погрузиться в медитативное состояние, прочувствовать этот кинематографичный момент. В такие мгновения я чувствую себя комфортно, расслабленно — так я отдыхаю, наполняюсь и восстанавливаю ресурс.
Наше сознание можно сравнить с «жестким диском», на котором заполняется память и ты начинаешь медленнее обрабатывать какие-то задачи и процессы. Для меня одиночество — это возможность почистить свою «оперативную память»: избавиться от ненужного, разложить все по полочкам, а что-то перенести в «облачное хранилище». А потом облегченным и упорядоченным вернуться в обыденную жизнь.
Сооснователь агентства пространственных изменений horovod.space, представляет одиночество как многоуровневый процесс наблюдения за самим собой.
Для меня одиночество — способ отрешенного наблюдения за «обыденным собой», проживание того или иного опыта или состояния. Этот процесс я разделяю на три этапа.
Первое — нужно сначала суметь погрузиться в одиночество. Вторая стадия — осознанно критически посмотреть на какого-то другого себя. Третья стадия — принятие или непринятие опыта, прожитого в одиночестве. Процесс обязательно должен завершиться каким-то результатом, иначе это некачественный опыт: человек просто заменяет его другим неодиночеством.
Одиночество — это внутреннее состояние, не зависящее от контекста места и времени: можно ощущать себя одиноким, находясь в окружении многих людей, в кругу своих друзей и семьи. У одиночества должны быть границы, потому что самому себе можно надоесть. Мне самому с собой интересно, но две недели в одиночестве я бы провести не хотел.
«Обыденный Я» существует в определенном баббле. В пространстве одиночества ты можешь создать новый баббл и уже из него наблюдать за самим собой, который существует в бытовой реальности. В нем нет категорий шума или тишины. Внутри своего нового баббла ты можешь быть каким угодно: здесь может быть любая звуковая дорожка, любой эмоциональный градиент. Это твой новый комфортный альтернативный мир.
В одиночестве я делаю шаг от себя в сторону, создаю между собой «обыденным» и собой «экзистенциальным» пропасть и через это расстояние наблюдаю за процессом. Если визуализировать это с помощью слов, я бы написал так: «Я_пропасть_Я». Дальше могут быть вариации, например: «Я_пропасть_партнер», «Я_ пропасть_Вселенная». Наблюдение за собой через пропасть — это навык, который нужно научиться в себе вырабатывать. Чтобы побыть в одиночестве, мне нужно время — очиститься от шума, очиститься от других.