Меня сложно назвать человеком традиций: в моей жизни происходит много изменений. Исключение — Новый год.
Это своего рода финиш на короткой дистанции: вроде
и не конец зимы, а как будто новая маленькая жизнь.
К тому же, я люблю подводить итоги. Иногда кажется, что весь год бездействовал, но, описав результаты, понимаю: это было отличное время.
Эту привычку стараюсь передать и дочке. Поэтому одна
из наших главных новогодних традиций — писать письмо Деду Морозу. Дочке сейчас 4,5 года, в письме мы обычно подробно описываем, как прошел ее год, чему она научилась, где была
и, конечно, что хотела бы получить от Деда Мороза. Поэтому письмо всегда длинное.
Другая наша с дочерью и женой любимая традиция — выбирать рестораны для новогодних праздников. Ходим только втроем. После года постоянных перелетов мне хочется как можно больше времени проводить с самыми близкими.
Обычно выбираем из заведений, которые особенно понравились в уходящем году. Вспоминать несложно: опираюсь на гид GreatList и заметки в своем канале. Наш заказ всегда довольно традиционный: от оливье до икры. Поэтому главное условие — чтобы было спокойно и приватно.
В этом году мой топ-5 заведений для медленного и красивого праздничного ужина в Москве такой: Salone pasta&bar, «Живаго», «Пушкин», «Гвидон» и «Узбекистан» (отлично подойдет после основного празднования). Во-первых,
в каждом из них очень красиво. Во-вторых, эти команды прекрасно умеют создавать атмосферу праздника.
Чтобы обрести новогоднее настроение, я каждый год читаю детям «зимние» книги.
У нас с мужем трое детей от 7 до 16 лет, и каждому из них хотя бы раз я читала «Рождественскую песнь» Диккенса: для меня она — о просветлении, которое происходит именно на Рождество. После прочтения обязательно стоит посмотреть чудесную, хоть и очень страшную, экранизацию от Роберта Земекиса. Вообще эта история помогает вспомнить хорошее, простить себя и других.
У многих с новым годом ассоциируется «Щелкунчик», но посмотреть балет — это одно, а вот читать сказку Гофмана — совсем другое. Мне лично она кажется мрачной, даже противной. В общем, совсем не праздничной. Самой «зимней» сказкой мне всегда казалась «Снежная королева» Андерсена. А еще — и в этом меня поддержат все дети — серия о Гарри Поттере. Эпизоды, в которых Гарри уезжает на каникулы и тоскует по родителям, заставляют ассоциировать эти книги именно с Рождеством и Новым годом.
Сама я не могу представить, каково это — встречать праздник вдали от мужа и детей. Очень долго мы встречали Новый год
в путешествиях: по Австралии, Бразилии, Франции, Штатам.
Но последние четыре года ездим под Горно-Алтайск,
в турклуб моего мужа — «Молодость».
Меня греет уже одна мысль о том, как мы всей семьей
с самого утра 31 декабря проводим весь день в пижамах, вырезая снежинки и играя в настолки. А когда представляю, как в новогоднюю ночь тихонько выбегаю из ресторана, чтобы разложить подарочки «от Деда Мороза» в их спальнях — заряжаюсь атмосферой праздника.
Я родилась в Москве, и в Большой меня водили с самого детства. К тому же, моя младшая сестра Аня училась
в Московской государственной академии хореографии, поэтому мир балета хорошо был знаком мне и изнутри.
Но один случай заставил посмотреть на него совсем иначе.
Однажды Аня пригласила меня за кулисы одного
из новогодних «Щелкунчиков». Когда ты смотришь
на зрительный зал, у которого праздник, находясь на стороне тех, кто этот праздник создает, перспектива мира совершенно меняется.
Для танцоров и работников сцены предновогодний концерт уже примерно тридцатый по счету: они устали и очень хотят домой к своим семьям. В гримерных накрыт новогодний стол, за сценой все обсуждают, кто как будет встречать праздник. Меня поразило, насколько быстро они способны переключаться, летая между сценой и кулисами. Едва отыграв, еще со сбитым дыханием, танцор продолжает начатый
с коллегой разговор. А спустя несколько минут снова делает па в эмоциональном порыве своего героя.
При этом из зала доносятся невероятные вибрации: для многих предновогодний «Щелкунчик» — предел мечтаний. Поэтому артисты все равно взволнованы и даже после тридцатого концерта работают на максимуме возможностей.
Этот флер — волнение, праздник, усталость конца года — подарил мне новое восприятие балета. Теперь каждый «Щелкунчик» я смотрю уже чуть-чуть другими глазами.
Однажды — это было больше десяти лет назад — мы с женой Яной и моей мамой решили праздновать Новый год вне родного Екатеринбурга. Выбрали Финляндию: подались
на визу, купили билеты до Питера, забронировали квартиру
в Хельсинки. Но визы нам выдали с опозданием. В итоге решили праздновать в Петербурге. Ходили в театр, по музеям, жили в очень уютной, чисто питерской квартирке — отдохнули. И с тех пор путешествия на Новый год стали традицией.
Спустя еще одну поездку, в Тбилиси, к нам присоединилась Янина мама. Вчетвером мы видели новогодний Мюнхен, Вену, Стамбул, Париж, Брюссель, Прагу, Эйндховен (Нидерланды). Однажды из-за смены часовых поясов даже пропустили полночь — оказалось, без боя курантов по телевизору это проще простого.
Наш интерес в том, чтобы сравнивать культуру празднования Рождества и Нового года в разных странах. Обычно их главный атрибут — ярмарки, но антураж везде разный: часы на главной площади, выступления уличных артистов, катания на коньках.
В одной стране пьют пунш, в другой — глинтвейн, в третьей — пиво. Подмечать культурные различия очень любопытно.
Три года назад родилась наша дочка Соня, с тех пор мы путешествуем впятером. Таким большим составом были
в Эмиратах, Сочи, а в этом году приехали в Москву.
Но перед любой поездкой мы стараемся пройти новогодний маршрут в родном Екатеринбурге. С Яной и Соней ходим
на каток и гуляем по ледяному городку, который каждый год возводят на площади 1905 года. Добираемся до парка Маяковского: там самая большая городская елка и огромная горка — специально для Сони.
После серии музыкальных премий и большого количества предновогодних концертов (кажется, что я уже все видел
и все слышал) мне хочется только одного — поскорее встретиться со всей семьей.
Единственный концерт, на который я мог бы заставить себя сходить в новогоднюю ночь, — выступление такого музыканта, как Masego. Но в планах посетить нашу страну у него пока нет. При этом работа никуда не денется, а собраться всей семьей за столом 31 декабря можно только один раз в году. Поэтому скоро еду к родным — есть мамалыгу и сулугуни, смотреть
по телевизору все новогодние концерты, в которых снимался последний месяц.
Новый год — максимально мне близкий праздник, люблю это время. Суета на кухне, дом, полный гостей, запах елки и бенгальских огней — в этом всем есть какая-то магия. Очень благодарен 2024 году: для меня это попадание в A-list SETTERS, попадание в чарты, «Ремикс года» от ВК, выступление в Comedy club, премия «Звезды хайпа» от RU.TV, новая «Песня года». 2025-й тоже очень жду: задумал много интересного, дай Бог все реализуем!
У нас с девушкой семь домашних животных: три собаки
и четыре кошки. Все началось с пары — Карликового Волка (так мы называем нашего вест-хайленд-уайт-терьера)
и Кошкозавра (второе имя нашей сибирской кошки).
И постепенно обросли целой звериной семьей: кого-то подобрали с улицы, а кто-то сам к нам прибился. Теперь все они — часть нашей большой семьи, поэтому Новый год, как семейный праздник, мы проводим этой большой компанией.
Вообще, как шахматист, который часто выступает на турнирах, я очень ценю ритуалы: повторяющиеся действия не только помогают успокоиться, но и хорошо настраивают на игру.
Например, первые полторы-две недели нового года для меня — время полного диджитал-детокса. Отправив десяток поздравительных кружков и позвонив всем близким
в новогоднюю ночь, я отказываюсь от соцсетей и перестаю заходить в интернет. В эти дни достучаться до меня невозможно — я читаю и отдыхаю головой.
Признаюсь, в разные года мы пробовали встречать Новый год иначе. Например, в бурных тусовках или в поездках
по тропическим странам. Это было весьма занимательно.
И все же мы вернулись к привычному формату: новогоднюю ночь отмечаем вдвоем с питомцами — перед камином,
в уютной домашней атмосфере, а уже потом улетаем
на длинные праздники куда-нибудь в отпуск.
Питомцев в Новый год стараемся баловать. Им, во-первых, достанется много вкусностей с праздничного стола. Во-вторых, как и мы, они встречают праздник в парадном: заранее готовим им костюмчики. В-третьих, конечно, дарим им подарки. В этом году купили кошкам бумажную елку, которую они могут драть когтями, получая в процессе много удовольствия. Плюс надеемся таким образом спасти от нападения настоящую елку.
Традиции и ритуалы — наши крючочки и якорьки: они делают жизнь комфортнее. Если можем повторять приятные действия, значит жизнь течет по верной траектории. Многие общепринятые новогодние ритуалы вызывают у меня отторжение. Поэтому я придумываю свои.
Вот уже лет пять подряд 31 декабря мы собираемся
с подружками на праздничные завтраки. Первый раз собрались случайно — хотели просто повидаться и подвести итоги. Но это оказалось очень приятно, заземляюще. Если мы сумели встретиться утром 31 декабря, значит у нас все не так уж и плохо.
Первый раз мы выбирали место просто по принципу «лишь бы был свободный стол». Но когда это стало ритуалом, места стали только проверенные: с вкусной едой, приятной атмосферой, хорошим обслуживанием. В этом смысле очень приятная, семейная, атмосфера, например, у ресторана Eva.
Совсем по-другому, но тоже очень вкусно в ресторане «Старик и море»: люблю их креветки с соусом барбекю. А вот по-настоящему новогодняя еда ждет уже дома: в каникулы обязательно ем селедку под шубой, пересматривая «Девчат» и «Чародеев».