Редакция SETTERS Media в ответ на множество тренд-репортов на предстоящий год традиционно публикует хайп-репорт в обратном направлении. Рассказываем о событиях, которые ярче всего вспыхивали в уходящем году.
{{slider-gallery}}
Можно было бы сказать, что шестой студийный альбом Charli XCX — это альбом года, но нет — brat был везде. 1,4 млн видео в TikTok, 2,7 млн публикаций в Instagram* с одноименным хештегом, использование стилистики альбома в предвыборной кампании Камалы Харрис, коллаборация с H&M, все мыслимые обложки и так далее, и так далее.
В этом году мир захватил гиперпоп, и у события, рискнем предположить, будут далеко идущие последствия: на авансцене поп-культуры, спасибо Charli XCX, теперь совершенно новая ролевая модель. Та, которая в гробу видала, что о ней подумают благопристойные граждане. Давно пора, что называется.
{{side_post1}}
{{slider-gallery}}
OpenAI остается главным технологическим ньюсмейкером года. В этом году компания представила сразу несколько продуктов: модель для генерации видео Sora, модель GPT-4o, способную одновременно работать с текстом, звуком и изображением (ее сразу же сравнили с операционной системой из фильма «Она»), поисковую систему ChatGPT search, «рассуждающие» модели o3 и o3-mini. Все эти новинки впечатляли не меньше, чем сумма привлеченных инвестиций в компанию и ее оценка: в октябре OpenAI завершил инвестиционный раунд на $6,6 млрд, компанию при этом оценили в $157 млрд.
Особенно подозрительно на этом фоне выглядели уходы ключевых сотрудников — сооснователя и главного научного консультанта Ильи Суцкевера, главного технического директора Миры Мурати и сооснователя Джона Шульмана, сыгравшего ключевую роль в разработке ChatGPT. И особенно тревожно звучали их заявления после: Суцкевер, к примеру, решил развивать «безопасный суперинтеллект», а Шульман — заняться исследованиями, цель которых — «гарантировать, что ИИ соответствует ценностям человека».
Сейчас из 11 первоначальных основателей OpenAI осталось только трое. Судя по всему, амбиции Альтмана настолько велики и, возможно, бескомпромиссны, что те, кто вступает с ними в конфликт, в итоге оказываются вне периметра.
{{side_post2}}
{{slider-gallery}}
Хардкорному экшену про царя обезьян Black Myth: Wukong хватило одного дня, чтобы его включили в список самых успешных игровых релизов этого года. В день выхода в игру одновременно играли 2 млн пользователей Steam, а спустя две недели ее продажи достигли 18 млн копий.
Wukong можно считать первой высокобюджетной игрой в Китае. У нее зрелищный геймплей, интересный сюжет, основанный на культовом китайском романе «Путешествие на Запад», и живописный игровой мир, проработанный до мелочей. Еще один фактор успеха, возможно, в том, что азиатские разработчики проигнорировали дискуссию о репрезентациях в видеоиграх: женские персонажи в Wukong, например, полностью соответствуют конвенциональным представлениям о женской красоте. Другими словами, потешьте влажные мечты геймеров — и успех вам обеспечен (мы это знаем как минимум по близняшкам из Atomic Heart).
{{side_post3}}
{{slider-gallery}}
В дисс-треке Not Like Us Кендрик Ламар не просто победил, а уничтожил своего оппонента Дрейка и, кажется, окончательно укрепился в роли короля современного хип-хопа. Список его лавров и достижений можно долго перечислять: альбомы good kid m.a.a.d. Сity и To Pimp a Butterfly регулярно входят в списки важнейших, он единственный рэпер, получивший Пулитцеровскую премию, а теперь еще и единственный хип-хоп-исполнитель, который соло выступит на Супербоуле (до этого Кендрик уже поднимался на сцену главного спортивного события США, но в компании Доктора Дре, Эминема, Снупа Догга и 50 Cent).
Not Like Us, заполнившая музыкальные тренды TikTok и вернувшая в рэп-игру дискурс East Coast vs West Coast, логичным образом вылилась в альбом GNX. Пластинка, на которой рэпер еще более агрессивно манифестирует свое величие (некоторые музыкальные паблики даже прозвали пластинку нарцисс-рэпом), мгновенно вошла в топы чартов.
{{side_post4}}
{{slider-gallery}}
Интервью Такеру Карлсону, арест в Париже за отказ сотрудничать с французскими силовиками, признание в биологическом отцовстве 100 детей по всему миру и всплывшие подробности личной жизни — уходящий год знаменуется крушением мифа вокруг Павла Дурова. Некогда самый загадочный российский предприниматель стал главным героем сериала, который в режиме реального времени режиссировала Ирина Болгар, и эту пару смогли затмить разве что семейные пертурбации вокруг слияния Wildberries с Russ.
Впрочем, насыщенный год не помешал Дурову в его бизнесе. В конце года предприниматель отчитался, что Telegram впервые за три года монетизации стал прибыльным: выручка мессенджера превысила $1 млрд.
{{side_post5}}
{{slider-gallery}}
Если последние президентские выборы в США нас чему-то научили (кроме того, что эпоха здравого смысла осталась позади), так это тому, что институт селебрити, когда-то важнейший игрок на политическом поле, больше не у дел.
На агитацию в пользу Камалы Харрис были брошены максимально внушительные силы (и мы сейчас не о The New York Times): про Charli XCX уже было сказано, но тут была и Бейонсе, и Опра Уинфри, и Тейлор Свифт, и Роберт Де Ниро, и Леонардо ДиКаприо, и даже Эминем. Проще перечислить звезд, которые не поддержали кандидатку от демократической партии. Чем все закончилось, мы знаем. Более того, многие аналитики после избрания Трампа говорили, что такая поддержка от привилегированных групп могла сработать против Харрис. Мол, людям надоело, что «богатые учат их жить».
Как поп-культура будет реагировать на такое фиаско, еще предстоит узнать: грядет «Оскар» — и с трудом верится, что традиционно «левый» Голливуд оставит без внимания тот факт, что Трамп снова президент. С другой стороны, кто любит признавать свои ошибки?
{{slider-gallery}}
Сказать, что, когда маленький инди-фильм о стриптизерше в Нью-Йорке, да и еще и с наполовину российским кастом, в 2024 году выиграл «Золотую ветвь» в Каннах, все удивились, было бы преуменьшением. Но, как оказалось, это было только начало триумфального шествия «Аноры» по экранам. Дальше случились очень грамотная рекламная кампания (об этом SETTERS Media писало отдельно) и, как следствие, номинации на все мыслимые награды. Очень вероятно, будет и пара главных «Оскаров» — для исполнительницы главной роли Майки Мэдисон почти точно. Такая популярность «Аноры» свидетельствует о том, что по сказкам (пусть и в достаточно трезвом их изводе) соскучился не только российский зритель, который весь этот год уверенно ходил на продолжения «Бременских музыкантов» и новые экранизации Кира Булычева, но и его зарубежные коллеги.
{{side_post6}}
{{slider-gallery}}
В вирусной популярности предпринимателя Николая Василенко, очаровавшего добрую долю российского Instagram*, нет ничего удивительного: чем меньше поводов для улыбки, тем острее запрос на так называемый comfort watch. Рилсы с «поглаживающими» посланиями «о солнышке» и «чистоте мыслей» набирают миллионы просмотров, а подписчики рассыпаются Василенко в благодарностях за то, что он напоминает им о ценности каждого момента жизни. Человек-новопассит, как его прозвали, оказался в нужном месте в нужный час, и парадоксальным здесь может быть только то, что этим народным героем стал человек в дорогом костюме и Rolls-Royce.
{{slider-gallery}}
Hamster Kombat — главный криптохайп года. Создатели игры-кликера обещали, что игроки смогут конвертировать виртуальные монеты, которые они собирали, «тапая хомяка», в криптовалюту, а затем — в фиатные деньги. Прецедент появился в мае, когда схожая по механике игра-предшественник Notcoin провела так называемый эйрдроп — распределение 80 млрд токенов NOT среди участников проекта.
После этого начался взрывной рост интереса к Hamster Kombat. В августе в нее, по данным разработчиков, играли уже больше 300 млн пользователей. Создатели использовали эту аудиторию на максимум, перенаправляя (за задания) трафик на разные ресурсы: так, на официальный Telegram-канал игры подписались 50 млн пользователей, что стало рекордом для мессенджера, а ее YouTube-канал собрал 10 млн подписчиков всего за шесть дней.
Но музыка играла недолго. После эйрдропа и начала торгов токены HMSTR за месяц упали в цене на 77% — с $0,01 до $0,0023 за токен, а игру покинули 260 млн игроков.
{{slider-gallery}}
После дел продюсера Харви Вайнштейна, сейчас отбывающего 23-летний срок по обвинению в изнасиловании, и Джеффри Эпштейна казалось, что поп-культура больше уже не увидит скандала. Но не тут-то было.
P. Diddy, одного из самых влиятельных рэперов и продюсеров современности, который работал среди прочих с The Notorious B.I.G., Usher и Mary J. Blige, в этом году обвинили в сексуальном насилии больше ста человек. Подробности иска, как и имена жертв, большей частью держатся в секрете, но то, что на протяжении последних нескольких месяцев все-таки просачивалось в прессу, говорит о том, что перед нами одно из самых больших и скандальных дел в истории популярной культуры.
Для того чтобы пересказать все ужасные подробности, не хватит и одного текста (помимо обвинений в изнасилованиях несовершеннолетних, P. Diddy вменяют торговлю людьми, например), но об одной детали сказать надо. Ни одно дело в современной истории не сопровождалось таким количеством любительских (и большей частью довольно безумных) расследований в интернете: по их результатам уже «установлено», что, например, Бейонсе была сообщницей P. Diddy и организовала убийства конкурентов — певицы Алии и Майкла Джексона. Ждем результатов суда в следующем году и надеемся, что мир все-таки узнает правду: многие журналисты (и не зря) опасаются, что P. Diddy, на чьи вечеринки ходила половина Голливуда, может постичь судьба Джеффри Эпштейна, который до суда не дожил.
Текст: Мария Бессмертная, Джейхун Мамедов, Инна Исраелян
* Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.