Соцсети должны были стать местом, в котором мы общаемся и чувствуем себя связанными с другими людьми (вспомните Instagram* начала 2010-х). Но потом их быстро заполонил контент брендов и медиа, а блогеры и алгоритмы, которые помогли им стать известными, заразили пользователей идеей медийности (теперь у каждого есть друг, который снимает рилсы). Все это привело к тому, что настоящее общение людей перешло из публичного поля в закрытые сообщества. Разбираемся, почему люди выбирают чаты и группы по интересам вместо привычных лент в соцсетях.
Нынешний интернет монополизирован несколькими крупными платформами, на которых собирается контент пользователей со всего мира. Такая безграничность интернета считается его плюсом. На деле же оказывается, что намного приятнее провести время в сообществе по близкой тебе теме, чем смотреть рилс от сотен неизвестных людей с разных уголков планеты. И на то есть причины.
Во-первых, количество людей, с которыми мы можем взаимодействовать, ограниченно. Этот лимит называется числом Данбара — в честь британского антрополога. Он посчитал, что человек может поддерживать максимум 150 социально значимых связей. Если соотнести эту цифру с числом наших подписок, станет ясно, почему после соцсетей мы часто чувствуем перегруз. Конечно, мы не общаемся напрямую со всеми, чей контент попался нам в ленте, но спонтанная информация от множества незнакомцев все равно перегружает мозг. В микросообществах этой проблемы нет. Мы не спрашиваем: «Кто все эти люди?», поскольку состав группы остается почти неизменным.
Во-вторых, в микросообществах почти не бывает негатива. Как часто вы видите грубые комментарии под постами популярного блогера? Скорее всего, почти под каждым. А что насчет его Boosty или Patreon? На этих площадках негатив можно посчитать по пальцам одной руки.
Когда вход в сообщество ограничен деньгами или приглашением, в него вступают только те, кто разделяет ценности его участников. Случайных прохожих в нем нет.
В-третьих, в микросообществах более осмысленное и включенное общение. В интернете вариантов, как и с кем общаться, много. Но всегда ли мы по-настоящему довольны общением в сети? Ветки комментариев, например, часто непоследовательны: люди в них не заинтересованы в том, чтобы прийти к чему-то, они понимают, что, скорее всего, больше не встретятся друг с другом. В таких условиях найти друзей и единомышленников гораздо сложнее. В маленьких сообществах люди, если и не знакомы вначале, знают, что состав группы вряд ли поменяется. А значит, бережнее подходят к диалогу и стремятся выстраивать здоровые отношения.
Сейчас фрагментация кажется нам совершенно новой концепцией интернета, но на самом деле мы уже это видели. А точнее, те, кто застал эпоху [[Web 1.0|Web 1.0 («статичный веб») — первая эпоха развития интернета, с 1989 года до начала 2000-х. Во время Web 1.0 сайты были статичными досками с объявлениями, тематическими форумами, персональными страницами.]]. До того, как появились крупные платформы, интернет был местом сбора маленьких сообществ по интересам. Их можно было легко найти — через поисковую строку в Internet Explorer. По нынешним меркам они выглядели странно: диалог больше напоминал программный код, а не чат с живыми людьми. Но для тех времен это был технологический прорыв.
{{slider-gallery}}
Свои сообщества создавали любители кошек, автомобилисты, путешественники и многие другие. В каждом из них была своя культура общения: где-то преобладал грубый юмор, где-то сохранялись строгие рамки, где-то — исключительная дружелюбность. Если человек нарушает принятые правила, его исключают из группы. Если ему не близки ее ценности, он всегда может найти более подходящую для себя. Всё как в жизни.
Когда появились соцсети, а точнее бренды в них, все изменилось. Коммерциализация интернета, превратившая платформы в медиахолдинги, развернула развитие сообществ в другую сторону — начала их объединять во всех отношениях. У нас появилась возможность увидеть в соцсетях что угодно и кого угодно. Теперь мы постоянно сталкиваемся с противоположными мнениями, расширяем свои представления о других людях, но часто их не понимаем и остаемся непонятыми сами во всеобъемлющем потоке информации. Стремление к широте взглядов привело нас к хаосу и поверхностности: часто мы даже не вникаем в суть услышанного и увиденного. Так в интернет пришел постмодернизм.
«Постмодернистский человек открыт для всего, но видит все с точки зрения легкости и скорости прикосновения, как цитату, как условность, за которой нельзя найти источника», — пишет Нина Громыко, доктор философских наук, ведущий разработчик метапредметного подхода в образовании.
Возможность знать и высказываться чуть ли не обо всем в одной большой системе привела к такой поляризации общества, какой еще не было никогда в истории. Постоянные споры в комментариях, оскорбления, шквал треш-контента и общая усталость от соцсетей лишний раз наводят на мысль, что с интернетом что-то не так.
«Возможно, нам стоит разойтись с „центральной площади“, где все бьют друг друга по головам, в свои маленькие „кварталы“ до тех пор, пока мы не поймем, что на самом деле мы все находимся в одной большой команде» — такое решение предлагает немецкая студия научно-популярного контента Kurzgesagt.
{{side_post1}}
Чаты заменят нам соцсети, предсказывает Константин Канин, автор подкаста и Telegram-канала «Экономика креаторов». Тренд взяли на вооружение такие платформы, как Discord, Reddit, Slack, Mighty Networks. В этот ряд можно поставить и Telegram.
Популярность этих платформ среди сообществ объясняется тем, как они устроены. Вот что отличает их от привычных соцсетей:
С развитием социальных платформ число нишевых сообществ выросло. Порой их тематика кажется абсурдной. Например, в Reddit можно найти сообщество любителей перьевых ручек или — еще экзотичнее — тех, кто делится фотографиями стульев под водой.
Если в Reddit просто ищут контент на интересную тему, то в Discord люди идут за настоящим близким общением с ограниченным кругом людей. По словам директора по маркетингу Discord, около 90% серверов насчитывают менее 15 человек.
При этом сообщество может насчитывать и тысячи людей. Это, как правило, чаты инфлюенсеров с их поклонниками. Несмотря на большое количество участников, подписчики стараются поддерживать содержательный диалог, даже когда в нем не участвует сам блогер. Такой чат обычно выглядит как набор веток по разным темам, которые определяет его владелец. В каждом из них ведется отдельный диалог: в ветке с котами обсуждают котов, в ветке с историями рассказывают истории, а в «болталке» просто разговаривают.
В конце 2022 года ветки в чатах появились в Telegram. Дуров отметил, что обновление «превращает чаты в старые добрые интернет-форумы».
В целом Telegram сейчас одна из главных платформ, на которых собираются сообщества. Закрытый канал, например, есть у медиа Reminder: в нем анонсируются новые материалы, а также специальные эфиры с экспертами, к которым могут подключиться подписчики. Посты в таком канале нельзя переслать или заскринить. Другой пример — закрытый комьюнити-канал рэпера Saluki, который он также называет мастерской. В нем рэпер делится с подписчиками музыкальными материалами и приглашает для них гостей из творческих сфер.
Тренд на микросообщества проявляется и в Instagram*. С недавних пор там есть каналы-рассылки. Хотя в них нельзя разветвить темы и чатиться с подписчиками, они позволяют блогеру быть ближе к аудитории: подписчики видят дополнительный контент, который сложно подогнать под формат постов и сториз.
Еще один явление, напоминающее микросообщество, — популярные в TikTok коры. Это видео на конкретную тему, которые погружают пользователя в определенную атмосферу. Например, есть Cottagecore — деревенская эстетика, Kidcore — ностальгия по детству и нулевым, Dark Academia core — эстетика старого элитного университета и учебы в нем. Контент, созданный в рамках кора, интересен только тем, кто тоже о нем знает и поддерживает его. Для остальных он может быть непонятным. В кор-сообществах люди тоже общаются, ограничиваясь темой выбранной эстетики. У последователей кора даже может быть свой сленг. Тем не менее кор часто возникает как тренд, который может быстро устареть.
VK тоже развивает функциональность в сторону сообществ. Пользователи могут стать «донами» того или иного автора, поддержав его ежемесячными платежами. После этого для них открывает доступ к эксклюзивным материалам.
Подобные обновления, нацеленные на поддержку микросообществ в соцсетях, могут улучшить человеческие отношения в интернете. Возможно, если мы перестанем постоянно сталкиваться с радикальными и противоположными мнениями случайных людей, мы начнем умереннее относиться друг к другу, ведь нам просто будет достаточно места, в котором нас понимают и слышат.
* Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.