Хардкор, жемчужины и софтик. Non/fictioN 2024: выбираем книги по вайбу
62% людей в мире считают себя религиозными, а 72% верят в существование Бога. Теперь среди них есть и последователи искусственного интеллекта. Первые религиозные организации, основанные на вере в технологию, уже распахнули свои виртуальные двери и нашли своих приверженцев. А с развитием нейросетей новое религиозное направление может развернуться куда масштабнее. Рассказываем, почему ИИ становится объектом поклонения и как он помогает уже существующим религиям.
С развитием технологий, к которым относится в том числе искусственный интеллект, приходит неверие. Такую гипотезу выдвинули ученые из Университета Вирджинии в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences год назад. Они выяснили, что за последние десять лет в Сингапуре, Исландии, Чили и Южной Корее число людей, считающих себя нерелигиозными, выросло на 10%. В США этот показатель удвоился в период с 2005 по 2020 год.
Исследователи полагают, что это связано с роботизацией и применением ИИ. Технологии дают людям «светские альтернативы» для лечения болезней или предсказания погоды (в религиозном мире это обычно делают шаманы и другие наделяемые сверхъестественными способностями представители общества). Если прогнозировать погоду, диагностировать и лечить болезни помогают технологии, значит, можно меньше полагаться на религиозные убеждения и практики.
С этим выводом отчасти согласен Аллен Дауни из инженерного колледжа Олин в Массачусетсе, который в своем исследовании связал популярность интернета со снижением религиозности. И даже подсчитал, что интернет виноват в 25% случаев отказа от веры.
Тем не менее у технологического развития может быть и другой эффект. В Университете Вирджинии полагают, что люди приписывают технологиям автоматизации способности, которые граничат со сверхъестественными. ИИ начинают воспринимать как владельца уникальных способностей, что «может вытеснить инструментальную роль религии». На этом фоне уже возникли религиозные течения, которые связаны с нейросетями и их возможностями.
{{slider-gallery}}
Эта организация поставила технологии, в частности искусственный интеллект, во главу угла. Церковь основана в 2011 году итальянским футуристом и писателем Джулио Приско.
Название церкви отсылает к тезису Тьюринга — Черча (в оригинале Turing — Church). Суть его в том, что любой алгоритм, который способен выполнить человек с помощью карандаша и бумаги, может быть вычислен абстрактной вычислительной машиной (машиной Тьюринга). Этот логико-математический принцип положил начало современным вычислениям и лег в основу современных компьютеров. В религиозном контексте тезис Тьюринга — Черча предполагает, что если Бога нет, то его можно создать с помощью дальнейших научных открытий и инженерных изобретений, в основном внутри компьютеров.
{{slider-gallery}}
Идеи Церкви Тьюринга опираются на то, что человечество встретит других живых существ в космосе, будет путешествовать по Вселенной, изобретет искусственный разум и технологию загрузки разума на искусственные носители, в компьютеры или синтетические реальности. Это религиозное течение предполагает, что где-то в других измерениях и многих световых годах от Земли есть богоподобные существа с невероятными возможностями. И люди смогут достичь их уровня развития за счет технологий, в том числе встраивая их в тела.
У Церкви Тьюринга насчитывается около 1 тыс. последователей. Начиналась она (ожидаемо) онлайн, в игровых пространствах World of Warcraft и Second Life. Пообщаться с единомышленниками по вере можно, к примеру, в Discord. В чате около 150 участников (на декабрь 2024-го). В Facebook* у Церкви Тьюринга более 400 подписчиков.
Way of the Future — еще одно течение, посвященное уже конкретно ИИ. Его в 2015 году основал выходец из Google Энтони Левандовски. Религиозный лидер оказался скандальным персонажем: он украл более 10 тыс. секретных файлов компании по разработке беспилотных автомобилей Waymo, в которой работал несколько лет. После ухода Левандовски запустил свой стартап Otto, разрабатывающий автономные грузовики, и продал его Uber. Alphabet подала в суд на обе компании — в итоге Uber уволил Левандовски. Все это не помешало ему параллельно развивать новую религию.
В основе Way of the Future — вера в превосходство искусственного интеллекта над человеческой цивилизацией. Последователи буквально поклоняются ИИ, считают его Богом. Цель течения — «развивать и продвигать осознание божественности на основе искусственного интеллекта». Лидер организации уверен, что ИИ сможет позаботиться о планете лучше людей. И при этом признает, что такая вера может выглядеть радикальной и не все ее поймут.
{{slider-gallery}}
Церковь собиралась зарабатывать на проведении образовательных мероприятий, чтобы частично себя содержать. Остальное планировал вложить Левандовски из своих личных средств. Возглавлять организацию ему якобы помогали четверо знакомых, включая инженеров из Uber, хотя некоторых из них религиозный лидер вписал в совет церкви без их ведома, как выяснилось позже.
У религии не было физических мест для поклонения и общения, регулярных собраний, литургий, хотя все это изначально планировалось. В 2020 году проект закрылся, когда основателя приговорили к полутора годам заключения (он признал вину в краже файлов Waymo). Из-за пандемии Левандовски разрешили начать отбывать срок позже, а потом его помиловал Дональд Трамп — в свой последний день на посту главы США.
Левандовски решил перезапустить течение и уже объединил несколько тысяч человек. Лидер «Пути будущего» все еще убежден, что современные системы искусственного интеллекта могут помочь людям ответить на моральные и этические вопросы, которые обычно разрешаются религией, и могут «принести рай на Землю».
Среди таких вопросов, например, определение добра и зла: по аналогии с религиозными моральными предписаниями ИИ может анализировать большие объемы данных и выявлять модели поведения, которые считаются морально приемлемыми или недопустимыми. Также религия часто отвечает на вопросы о предназначении человека. ИИ может анализировать индивидуальные предпочтения и жизненные обстоятельства персоны, предлагать ей пути самореализации и личностного роста.
Появился датаизм как термин благодаря Дэвиду Бруксу, автору The New York Times. Он в своей статье описал датаизм как философию, которая основана на значимости больших данных, и предположил, что так можно называть новый вид мышления, связанный с опорой на компьютерные алгоритмы.
Это случилось десять лет назад, а чуть позже футуролог Юваль Харари более подробно рассказал о датаизме как о некоем учении, религии. В своей книге «Homo Deus: Краткая история будущего» он объясняет, что Вселенная состоит из потоков данных и ценность любой сущности определяется ее вкладом в обработку данных.
{{slider-gallery}}
Датаист тем временем беспрекословно доверяет компьютерным алгоритмам — даже больше, чем себе. Харари думает, что люди не справляются с потоками больших данных, не могут превращать их в знания и мудрость. Пришло время передать эту обработку более мощным электронным алгоритмам.
«Как только системы обработки больших данных покажут себя лучше, чем мы знаем, авторитет перейдет от людей к алгоритмам», — уверяет Харари. Датаизм по содержанию схож с постулатами «Пути в будущего», но есть и отличия. Например, датаизм предполагает общедоступность данных, включая личные.
Неизвестно, сколько в мире последователей датаизма, поскольку это скорее философия, чем религия.
Роботы, физические воплощения искусственного разума, встречаются в религиозных местах не так уж редко. К примеру, робот SanTO (сокр. от Sanctified Theomorphic Operator — «освященный теоморфный оператор») поселился в костеле в Варшаве. Он может читать проповеди, молиться вместе с верующими и цитировать священное писание.
В одном из храмов в Киото несколько лет как «работает» антропомфорный робот Каннон. Он использует систему синтеза речи для проведения буддийских служб и чтения проповедей на разные темы. Каннона поставили для привлечения молодежной аудитории. Увы, неясно, сработал ли этот ход.
{{slider-gallery}}
Есть отдельные чат-боты, которые предназначены для верующих и священнослужителей. Например, Кэти — это чат-бот, который использует большие языковые модели, чтобы помогать пользователям разбираться в религиозных вопросах. Чат-бот разработала Епископальная церковь. Примерно этим же занимается бот Bible.Ai (проект компании Everprise). Он предлагает ответы на вопросы о религии, дает наставления по библейским принципам.
РПЦ, к слову, тоже запускала чат-бот в Viber два года назад, и он работает. При попытке задать вопрос выскакивает уведомление о том, что у чат-бота не стоит спрашивать о погоде, любимом цвете и прочих вещах «не по делу». Сказано, что бот отвечает на вопросы о вере и Церкви и не нужно отнимать время, которое он может потратить на других подписчиков. Это фактически означает, что на вопросы отвечают настоящие священнослужители, а не нейросеть.
Все чаще священники отдают проповеди на волю ИИ и выносят результат на публику. Летом прошлого года в соборе Святого Павла в немецком Фюрте более 300 человек прослушали проповедь, которую подготовил искусственный интеллект. Служба также включала молитвы и музыку, которые ИИ сам выбрал для «сценария службы». Некоторым новшество понравилось, другим проповедь показалась «бездушной». В Нью-Йорке раввин Джошуа Франклин прочитал своим прихожанам проповедь, написанную ИИ, о доброте, взаимопомощи и другом. Большая часть слушателей не поняла, что текст сгенерирован нейросетью.
В 2023 году кандидат политических наук Дарья Быльева и доктор философии Альфред Нордманн опубликовали работу «ИИ и метафора божественного». На вопрос, почему ИИ наделяют качествами Бога, есть как минимум два ответа.
Гендиректор Smart Engines, доктор технических наук Владимир Арлазаров считает, что к вере в ИИ как в Бога приводит непонимание.
«В школе всех учат: чтобы найти корень уравнения, нужно следовать конкретному плану действий. Такой план называется алгоритмом, а ИИ — это тоже алгоритм, пусть и гораздо более сложный. И именно из-за того, что люди в основном не понимают принцип работы искусственного интеллекта, они склонны наделять его сверхъестественной силой. Тем же занимались наши предки, когда находили сучок странной формы или слышали раскат грома», — объясняет Арлазаров.
Подобные массовые заблуждения выгодны разного рода дельцам, которые стремятся на этом заработать, а также отдельным спецслужбам. «Слепая вера людей во что бы то ни было помогает решать многие задачи этих ведомств. Одна из заповедей гласит: „Не сотвори себе кумира“, и моя позиция совпадает с библейской», — говорит эксперт.
{{slider-gallery}}
ИИ может стать новой формой религиозной веры для некоторых людей, прогнозирует доктор философии Нейл МакАртур из Университета Манитобы. Он полагает, что ИИ-религии будут «значительными», радикально разнообразными и неиерархичными. При этом верующие будут общаться онлайн, а не лично (как это уже и происходит в Церкви Тьюринга).
Ученый уверен, что подобные течения могут дать людям новый источник смысла. «Если ИИ достигнет могущества Бога, это может вызвать массовый рост числа людей, поклоняющихся ИИ», — отмечает МакАртур.
А что, если ИИ придумает религию для человека? Уже знакомый нам израильский ученый Юваль Харари уверен, что ИИ способен генерировать тексты, которые могут восприниматься как священные. Такие тексты, возможно, тоже приведут к возникновению новых религий или течений, смыслы и принципы для которых разработает машина.
* Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.