В эпоху социальных сетей мы, как безумные, сравниваем себя с другими. Нам кажется, что жизнь в соцсетях незнакомых нам людей намного интереснее, ярче и лучше. Молодые люди с Патриков зарабатывают миллион в месяц, бьюти-блогер купила себе квартиру в Москва-Сити, а 20-летние сверстники отправляются в кругосветное путешествие. Что я делаю не так? Если вы задавались таким вопросом, поздравляем — вы, как и 58% пользователей интернета, подвержены эффекту FOMO. SETTERS Media попытался разобраться, как социальные сети влияют на нашу психику и почему мы испытываем чувство упущенных возможностей.
Теперь наше утро начинается не с чашки кофе, а с просмотра сторис блогеров и друзей — привычка, которая кажется безобидной, на деле может негативно сказываться на эмоциональном состоянии и когнитивных способностях. Исследования Британского психологического общества в этом году показали, что регулярная проверка телефона сразу после пробуждения способна вызывать умственное переутомление, повышать тревожность и снижать концентрацию. Эти последствия становятся особенно актуальными на фоне данных исследования компании GlobalWebIndex: за последние десять лет время, проводимое в социальных сетях, стабильно растет. Более того, доля людей, проводящих в сети свыше десяти часов в день, выросла с 2,8% до 5,4%, что говорит о формировании настоящей цифровой зависимости.
Приложения, которые были созданы для развлечения, теперь влияют на состояние нашей психики — это мы знаем. А один из главных всадников цифрового апокалипсиса — это FOMO, или fear of missing out (страх упущенных возможностей). Это не научный термин, однако психологи сейчас часто используют его для описания определенных состояний. Если выражаться околонаучно, то эффект FOMO можно назвать распространенным психологическим явлением, которое характеризуется беспокойством и тревогой, возникающими из-за ощущения, что другие люди получают более интересный, захватывающий и успешный жизненный опыт. Это не просто зависть или ревность. FOMO имеет более глубокие корни, связанные с нашим социальным восприятием, стремлением к принадлежности и чувством собственной значимости. Екатерина Ламчева, клинический психолог, в разговоре с SETTERS Media говорит, что таким переживаниям подвержены люди с нестабильной самооценкой, социальной тревожностью или импульсивностью:
«Люди, которые в себе не уверены, могут чаще испытывать страх упустить что-то важное, они очень часто сравнивают себя с другими. Также это черта людей с социальной тревожностью, они испытывают трудности в социальных взаимодействиях и боятся не быть принятыми в обществе. Импульсивные люди тоже подвержены эффекту FOMO, потому что они стремятся как можно быстрее удовлетворять свои желания».
Проявления FOMO могут быть разнообразными. Постоянная проверка социальных сетей, стремление быть в курсе событий, чувство неудовлетворенности собственной жизнью, беспокойство и раздражительность, когда вы пропускаете вечеринку, событие или просто встречу с друзьями. Данные исследования, опубликованного в журнале Addictive Behaviors, подтверждают, что FOMO влияет на то, как часто люди проверяют свои аккаунты и каким образом это отражается на их работе. Они чаще страдают от потери фокуса, снижения качества выполнения задач, увеличения стресса и беспокойства.
{{slider-gallery}}
Австрийский психолог Альфред Адлер говорил: «Быть человеком — значит испытывать чувство неполноценности». В эпоху социальных сетей это чувство многократно усиливается. Результаты исследования ученых из Университета Роберта Гордона (RGU) подтверждают: пользователи социальных сетей склонны сравнивать себя с другими, что часто приводит к снижению самооценки. Социальное сравнение в реальном мире включает в себя круг из нескольких десятков людей, а цифровая вселенная социальных сетей предоставляет людям почти безграничный потенциал для недовольства собой.
Моя однокурсница Тоня Колупаева ведет блог уже на протяжении нескольких лет. Она учится на бюджете в МГУ, ведет бизнес, состоит в здоровых отношениях и транслирует свою жизнь в блоге Instagram*, где насчитывается более 50 тыс. подписчиков. Идеальный случай, чтобы испытать эффект FOMO. Мне же тоже 21, и я учусь на журфаке. Хочется обесценить все свои достижения в пользу чужих и начать сравнивать себя с Тоней. Однако если копнуть чуть глубже, не романтизируя образ, сложившийся в голове, то за идеальной картинкой можно увидеть обычного человека со своими проблемами. Для Тони блог — это способ самовыражения и попытка быть инфлюенсером без «вылизанной картинки»:
«У блогеров не такая идеальная жизнь, за кадром могут быть свои проблемы и переживания. Я стараюсь балансировать между хорошим и плохим: не умалчивать опыт, который может помочь людям, которые меня читают».
Эффект FOMO часто сопровождается острым ощущением социальной несправедливости, особенно в связи с развлекательным контентом. Легкие и, казалось бы, бессмысленные форматы вроде липсинков, челленджей, скетчей стабильно бьют все рекорды по просмотрам, приносят своим авторам миллионные охваты и рекламные контракты, однако не все пользователи социальных сетей готовы с этим мириться.
Екатерину, мою знакомую студентку московского университета, раздражают блогеры, которые «не вносят смыслы» в свой контент, и она в этом мнении не одинока: «Я смотрю на эти блоги и думаю: “Блин, девочка, ты страдаешь фигней”. Это не работа, это фигня. И мне неприятно, что они получают огромные деньги, а медики, например, получают маленькие зарплаты». Такая реакция по сути, отражает распространенное сейчас чувство социальной несправедливости среди молодых людей, которые задаются вопросом, есть ли вообще соотношение между уровнем дохода и твоим вкладом в развитие общества. Однако за этим раздражением может скрываться не только моральное возмущение, но и зависть — осознание собственных упущенных возможностей. Согласно данным исследования платформы по работе с блогерами Perfluence, четверть опрошенных россиян готовы бросить работу ради блогерства, если эта деятельность будет приносить им от 500 тыс. до 1 млн рублей.
{{slider-gallery}}
Интересно, что именно контент, который вызывает раздражение, зачастую становится самым цитируемым. Об этом рассказывала культуролог Катя Колпинец в материале SETTERS Media о нынешнем состоянии соцсетей. Хейт — это не так уж плохо, главное, что ты получил внимание аудитории:
«Пэрис Хилтон первой поняла две ключевые для современных селебрити вещи. Во-первых, разгадала потенциал хейт-вотчинга: чтобы стать знаменитой, необязательно завоевывать любовь публики, как это делала условная Лиз Тейлор, — наоборот, хорошо, если тебя ненавидят, ты раздражаешь людей или над тобой смеются, значит, будут смотреть».
Некоторые медийные личности начинают карьеру с провокационного контента, чтобы набрать аудиторию, а затем переосмысливают свой путь. Так произошло, например, с диджеем и инфлюенсером Кариной Истоминой. В начале карьеры она запомнилась участием в развлекательных шоу и эпатажными высказываниями. Сейчас она ведет важный проект о ментальном здоровье «Справиться проще» вместе с психологом Наташей Каданцевой и запустила центр психологической помощи: «Мы хотим помочь как можно большему количеству людей разобраться с психологическими проблемами и поэтому основали центр помощи, работающий по принципам доказательной психотерапии».
90 фотографий, 30 видео и два дня путешествия. Растянуть этот контент можно на неделю. Что будет думать аудитория? Мой любимый блогер опять путешествует и живет в кайф. Что может происходить в реальности? Твой любимый блогер выкладывает посты, сидя дома на диване. Вывод напрашивается сам собой: социальные сети — это лишь искаженная картина реальности. Тоня считает, что восприятие контента аудиторией зависит от степени погруженности. Если смотреть только на красивые фотографии, может создаться искаженное восприятие. Мало кто хочет читать длинные посты про проблемы и личные переживания любимого блогера:
«Есть люди, которым может казаться, что у меня везде идеальная картинка, потому что я показываю фотографии своей жизни, они действительно красивые и яркие. Не потому, что я подделываю картинку, а потому, что моя жизнь такова. При этом я могу писать длинные посты про свои проблемы, как мне надоела учеба, у меня кризис или в бизнесе что-то не получается. Эти посты могут пропадать из виду. Очень часто люди видят то, что хотят видеть. Если кто-то хочет думать, что я живу идеальную жизнь, а они плохую, — они будут это видеть».
При этом надо понимать, что сами креаторы нередко сталкиваются с ощущением упущенных возможностей — ирония в том, что они испытывают те же эмоции, что и их аудитория. Исследование ученых из Университета прикладных наук Германии (Neu-Ulm University of Applied Sciences) подтверждает, что стресс у блогеров усиливается из-за постоянного сравнения себя с другими создателями контента и высоких ожиданий подписчиков. В какой-то момент это может привести к снижению самооценки, когда личная ценность начинает измеряться количеством лайков и комментариев. Тоня признается, что тоже часто сравнивает себя с другими контент-мейкерами; по ее словам, избежать этого сложно, ведь блогерская среда стала очень конкурентной. Девушка занимается с психологом и ведет дневник благодарностей, чтобы не обесценивать себя.
Из плюсов блогерской деятельности — осознание того, как создается контент и что остается за кадром: «Мне легче воспринимать людей в интернете, чем тем, кто не ведет блог, потому что я начала понимать, как на самом деле выглядит жизнь этих людей, я понимаю минусы».
{{slider-gallery}}
Зумеры, которые больше других поколений стараются фильтровать инфополе, все равно сталкиваются с чувством упущенных возможностей. Некоторые из них даже выбрасывают свои смартфоны, я писала об этом в январе. Молодые люди покупают кнопочные телефоны и устраивают цифровой детокс, чтобы стать менее тревожными. Это сиюминутное решение или долгосрочный план? Вопрос остается открытым.
Нашей психике легче защитить себя, сформировав информационный пузырь. Подписаться на блогеров, чьи взгляды нам близки, читать определенные новостные телеграм-каналы, создав эхо-камеру вокруг себя. Алиса, студентка МГУ, чтобы минимизировать влияние эффекта FOMO, ограничила свое инфополе. Сейчас она подписана на блогеров, которые транслируют искренность и неидеальность своей жизни, но и их попытки не кажутся ей убедительными:
«Мне очень часто попадаются блогеры, которые стараются поддерживать “неидеальный” образ, но при этом живут красивую и насыщенную жизнь. Они в этом, понятно, не виноваты, но из-за этой картинки складывается ощущение, что их жизнь всегда красива и прекрасна».
Клинический психолог Екатерина Ламчева подчеркивает, что избежать таких ощущений можно посредством работы над собой, над своей самооценкой и осознанием своей жизни. Это важно, потому что человек с низкой самооценкой воспринимает каждую упущенную возможность как подтверждение своей неудачи или недостаточной ценности:
«Можно попробовать ограничить время в социальных сетях, где постоянно транслируется успешный успех, и также начать развивать уверенность в себе, работать над своей самооценкой», — объясняет Екатерина.
Психолог советует людям, подверженным эффекту FOMO, зумер ты или нет, работать с уровнем тревожности или прибегать к терапии, если самопомощи недостаточно. А если до психолога еще не дошли, то можно попробовать хотя бы перестать залипать на рилсы в два часа ночи — хуже от этого точно не будет.
* Принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.