Только что закончились съемки байопика про Боба Дилана с Тимати Шаламе в главной роли, вышли фильмы про Уитни Хьюстон, Боба Марли и Эми Уайнхаус, премьера фильма про Майкла Джексона намечена на следующий год. И вот теперь стало известно, что про Бритни Спирс тоже снимут байопик. SETTERS Media не сомневается: грядущие фильмы будут похожи друг на друга и на уже вышедшие, как две капли воды. Решили изучить, почему музыкальный байопик — это проклятый жанр, какие клише больше всего любят создатели и почему так одержимы фансервисом. А заодно составили булшит-бинго жанра.
Порой, когда читаешь очередные ужасные новости из музыкальной индустрии (что кто-то из любимых исполнителей опять сошел с ума или судится с лейблом), думаешь: почему проблемы столько лет одни и те же? Ответ на этот вопрос, по всей видимости, заключается в том, что музыкальная индустрия все еще максимально токсичная среда, населенная эгоманьяками и корпоративными психопатами. Наркотики поощряются, романтика запрещена, коррумпированные менеджеры на месте.
В последнее время в кино наблюдается засилье фильмов, рассказывающих об этих перипетиях. И все бы хорошо, если бы не одно но. Фильмы эти отличить друг от друга можно только по саундтреку. Схема такая: энергичный молодой музыкант начинает свой путь, давая небольшие концерты, пока не встречает человека или группу людей, которые тешат его эго, рассказывая, какой у него большой потенциал. Музыкант становится известным: тут у нас сцены на аренах, где звучат самые известные песни из раннего репертуара. Потом его знакомят с другими звездами (обязательный момент для камео), впервые предлагают наркотики в качестве допинга, чтобы не сорвать гастроли. Вместе со славой растет эго, и наш герой или героиня становятся все более невыносимыми. Семья и партнеры отправляются по известному адресу, далее обычно начинаются проблемы внутри группы. Заканчивается все обычно the «последним выступлением», когда герой, выйдя из рехаба, признает все ошибки прошлого и завоевывает новую аудиторию. Мораль: человек в центре картины сложный и, возможно, даже неприятный, но он раскаялся. И к тому же все еще талантливый. Занавес.
{{slider-gallery}}
Музыкальный биографический фильм в том виде, в каком мы его знаем, зародился в 1970-х годах, когда один за другим вышли фильмы о Билли Холидей («Леди поет блюз»), Вуди Гатри («Путь к славе») и Лоретте Линн («Дочь шахтера») — все они собрали в прокате огромные деньги, были номинированы на «Оскар» и снискали одобрение фанатов, что в данном вопросе, возможно, самое главное. Жанр бездействовал пару десятилетий, пока Голливуд не вспомнил про Рэя Чарльза и Джонни Кэша. «Рэй» с Джейми Фоксом и «Переступить черту» с Хоакином Фениксом были настолько успешны, что была выпущенная эталонная пародия на жанр — «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса». Обычно появление такой пародии означает, что с жанром покончено — так, например, о конце жанра фильмов-катастроф сигнализировал великий «Аэроплан!» 1980 года с Лесли Нильсеном.
Но музыкальный байопик, кажется, живее всех живых. Из недавнего можно вспомнить одинаково кошмарные «Боб Марли: Одна любовь» и «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной». На «Оскаре» срывал банк и «Элвис», и «Рокетмен» об Элтоне Джоне. Ну и конечно, не будем забывать «Богемскую рапсодию», которая собрала в прокате около миллиарда долларов. В этом фильме был только один запоминающийся момент: воссоздание культового выступления Queen на Live Aid 1985 года. Но и тут не очень понятно, зачем мучиться два часа, когда можно посмотреть оригинальное выступление на YouTube. Про недавний байопик об Эми Уайнхаус (его поставила режиссер «50 оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон) лучше даже не начинать разговор.
К 2025 году готовится биографический фильм о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе, а режиссер Сэм Мендес работает над проектом, состоящим из четырех фильмов о The Beatles, каждый из которых посвящен отдельному участнику «великолепной четверки». Наконец, есть «Майкл», фильм о Майкле Джексоне с племянником певца в главной роли, который должен выйти в 2025 году. И вот теперь пришла очередь Бритни Спирс.
{{slider-gallery}}
Большинство проблем этих фильмов — следствие желания продюсеров сотрудничать с семьями героев или, как в случае с «Богемской рапсодией» и «Рокетменом», с самими героями. Такой подход создает видимость аутентичности, но на самом деле обеспечивает ее полную противоположность. Со стороны может показаться, что создатели таким образом пытаются получить доступ к лучшему источнику информации (не стоит забывать, что и права на музыку надо у кого-то покупать), но на выходе мы получаем сильно отредактированную версию событий, основной целью которой является представление в хорошем свете всех заинтересованных лиц.
Музыкальный байопик действительно хорош только тогда, когда его создатели рискуют и не стремятся к «достоверности», а рассказывают собственную историю по мотивам знакомого материала. Так, например, великолепный фильм «Любовь и милосердие», история Брайана Уилсона из The Beach Boys, удался потому, что режиссер Уильям Полад решил не искать «похожих» на главного героя актеров, нанял великих Пола Дано и Джона Кьюсака и сосредоточился на психологической достоверности происходящего. Тодд Хейнс, режиссер первого байопика про Боба Дилана, вообще позвал играть главного героя шесть разных актеров, среди которых была, например, и Кейт Бланшетт. Он же, например, поставил отличный фильм про Дэвида Боуи и Игги Попа «Бархатная золотая жила» — даром что имена певцов там не упоминались ни разу.
Но это исключения. Большинство музыкальных байопиков — все равно фансервис с большим бюджетом. Правда, не очень понятно, опять же, чем это лучше просмотра записи концерта любимой группы на YouTube. SETTERS Media тенденцию по паразитированию на наследии классных музыкантов не приветствует и собрал для всех булшит-бинго жанра музыкального байопика.
{{slider-gallery}}
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.