SETTERS Media попросил искусствоведа и галестку Дарью Кузнецову съездить в Красноярск и узнать, как там прямо на наших глазах формируется арт-рынок и сообщество людей, неравнодушных к прекрасному.
Когда утро начинается с приглашения на ярмарку современного искусства в городе Красноярске, первым делом ты открываешь Яндекс Карты, потому что больше азимутов, широт и долгот в школе тебя интересовало нарушение общественного порядка, соизмеряешь силы и единственный, видимо, исчерпаемый ресурс — время, аккуратно уточняешь: «А кто еще поедет?» — и уже как-то незаметно для себя пакуешь чемодан.
Забег по всем существующим достопримечательностям, которыми организаторы каждый раз умудряются перенасытить программу, всегда приятнее в веселой компании. Поэтому дам краткие обозначения своим partners in crime, чтобы вы могли отследить судьбу каждого по ходу этой многочастной енисейской пьесы. Первый встречный нашел меня сам, им оказался PR-специалист и куратор Петр Иванов, с ним мы в горе и радости, спешке и ожидании начали свой путь из Шереметьево. По прилете сиамским пришлось разделиться, и так я оказалась в одной машине с Полиной Фаворской, зажигательной попутчицей, талантливой певицей, экс-участницей группы SEREBRO. Уже по дороге к первой локации — а в нашем повествовании это почти всегда будут гастрономические точки — мы встретили Сашу Жаркову, которая (здесь. — Прим. Ред.) не нуждается в представлении. Обе девушки, кстати, с амбициями Федора Конюхова и Павла Третьякова, поэтому в поездке было только и разговоров, что о других поездках и, конечно, об искусстве.
{{slider-gallery}}
После непродолжительной прогулки по городу мы были приглашены на первый в череде вкуснейших и изысканнейших приемов пищи в ресторан «Садко». Это один из гастропроектов команды Berrywood Family — ее совладелец Дмитрий Журкин как раз и является основателем ярмарки Scan, ради которой наш высококультурный десант, по утрам гоняющий катера под «Любэ», а вечером скупающий искусство, приехал в Красноярск.
Дмитрий, как сегодня принято говорить, гений места, сотрудничает с местными художниками и дизайнерами уже 12 лет. Любовь в случае с совриском вспыхивает быстро и горит ярко, и это тот самый случай. Заведения Berrywood, например бар «Булгаков», уже обзавелись картинным оформлением из работ Семеныча (Семена Борисенко), а сам ресторатор, заручившись поддержкой местного креативного класса, решил опробовать еще более адресный формат поддержки и учредил премию для молодых художников SCAN AWARDS. К слову, первым лауреатом стала художница Анастасия Рыбакова, впоследствии резидент мастерских «Гаража», представленная в Москве галереями Shift и szena.
{{slider-gallery}}
В немного гротескных, но все же впечатляющих искушенного московского едока декорациях из красных кораллов мы нашлись в разговорах об арт-рынке, переоцененных художниках, коллекциях и коллекционерах с Лилианой Маррэ, директором галереи Anna Nova, ставшей одним из экспертов ярмарки и прибывшей на подмогу с организацией проекта.
Не зря говорят, что дурак учится на своих ошибках, а умный — на чужих. Это на редкость невредная народная мудрость говорит о том, что, начиная любое предприятие, необходимо спросить совета у тех, кто уже давно в игре. В Красноярске бизнес восприимчив к пословицам, поэтому запускать первую ярмарку в регионе позвали Александру Лекомцеву, соосновательницу успешной московской ярмарки blazar и героиню A-List SETTERS Media. Вон она кружит у кассы, саморучно скупив добрую четверть стендов, с бейджем с надписью «крестная мать». Лучше покровителя действительно не придумаешь. Наверное, благодаря добрым и полезным советам, длительным консультациям и непосредственному участию первый SCAN не просто не потерпел фиаско, а, можно сказать, прошел на ура по всем показателям.
{{slider-gallery}}
День перед ярмарочным вернисажем прошел в привычном хайкинге и медитативном наблюдении за Енисеем со всех возможных ракурсов. Особенно поразительной оказалась следующая природная аномалия — столбы, скальные образования, с дореволюционных времен ставшие местами обитания столбистов-вольнодумцев, оппозиционно настроенных по отношению к новой власти. С течением времени революционеров сменила вполне себе современная молодежь, а группы альпинистов превратились в субкультуру, популярную и сегодня.
Как раз стенд Элины Гусаровой, красноярской художницы, студентки Школы Родченко, посвящен собранию вокруг столбов. На меланхоличных, магических и одновременно тревожных фотоснимках есть что-то от русского фольклора, Тарковского и немецких романтиков, Гарри Поттера, а также открыточного вирусного контента VK 2012–2014 годов, сохраненок, отлично смотрящихся в паре с грустными битами. Мы с Полиной Фаворской как раз приобрели работы художницы с летающими шинелями, обязательным атрибутом столбиста, — такая одновременно забавная и концептуальная гоголевщина.
Еще одна местная звезда — Александр Мортаев, его работы уже оформляют моим знакомым коллекционерам в Москву. Нам удалось посетить не только его стенд, но и персональную выставку при поддержке Сибирского института развития креативных индустрий. Художник успел поучаствовать в питерской Port Art Fair и московской |catalog|.
Если пытаться выделить общие тренды, то это, конечно, не самая аккуратная рукотворность, отсылки к народным верованиям, мифам и легендам, что смотрятся отнюдь не поверхностными и пошлыми, напротив, раскрывают интерес молодого поколения к истории и культурным особенностям родного края, поиску и обозначению своей идентичности. Текстильная мода теперь идет по регионам и, видимо, не намерена сдавать позиции, так же как и небольшая абстрактная керамика, пользующаяся популярностью наравне с небольшими графическими тиражными работами, которые считаются «безболезненным входом» в коллекционирование. Наибольший ажиотаж стоял вокруг стенда с тиражкой уже упомянутого Гриши Шарова, известного стрит-арт-художника. За 6 тыс. или 10 тыс. со стенда можно было унести документацию его муралов, которая в этот же момент висела в залах музея «Площадь Мира» на большой выставке уличного искусства. Саша Жаркова «стритартифицировалась» на соседнем стенде, уйдя с двумя работами Степана Шоболова и группы «Фрукты», чью графику приобрел и Петр Иванов — его должность PR-директора «Стрит-арт хранения», как нам показалось, является существенным аргументом в пользу работы.
Не прошли коллекционеры мимо ироничного стенда Анастасии Рыбаковой, которая, оживляя овощи, фрукты и иные сельскохозяйственные культуры и отождествляя их с людьми, задает зрителям вопрос: какие неявные на первый взгляд чувства и эмоции могут скрываться за молчанием и стоическим спокойствием?
{{slider-gallery}}
География ярмарки вдохновляет: себя показать приехали галереи из Владивостока, Челябинска, Иркутска и Уфы. В уфимской галерее Miras, которая, как оказалось, держится в регионе без ярмарок и маркетов уже 30 лет, я обнаружила интересного сюрреалиста-примитивиста Александра Соболева, вот это вам НЕМОСКВА.
{{slider-gallery}}
Намотав энное количество кругов по ярмарке, практически на выходе знакомлюсь с Натальей Сипетой, основателем красноярского клуба коллекционеров. Наталья собирает сама и уже продолжительное время организовывает выставки современного искусства для земляков. Она с гордостью сообщает, что покупать есть кому и ее комьюнити насчитывает уже более 30 человек. Будем надеяться, что все эти страждущие до искусства будут связаны этой страстью крепко и надолго и из ситуативных ивент-покупателей превратятся в серьезных охотников на лучшие вещи перспективных сибирских и не только художников.
Афтепати ярмарки провели в еще одном ресторане Berrywood Family, под названием «Тунгуска», отмеченном многочисленными наградами и за брутальный интерьер, и за уникальный подход к обновлению традиционной сибирской кухни. Хлебосольный стол буквально ломился от переизбытка актуализированных сибирских яств, морских и мясных, в стильной подаче. След совриска был замечен и здесь: шеф ресторана Николай Бобров оказался не только мастером на кухне, но и довольно известным в местном сообществе стрит-арт-художником.
{{slider-gallery}}
Следующие сутки все еще проходили под знаменем гедонизма с краткими перерывами на участие в паблик-токах и перебежки под палящим солнцем. Щедрый, добрый и красивый город на широкой реке не подвел, порадовал и даже влюбил в себя несколько тонко организованных и очень благодарных человек.
После таких виражей хочется ехать все дальше, больше узнавать о самобытных занимательных инициативах, иметь 100 друзей в разных регионах, которые драйвят родные города и веси, поддерживать по возможности словом и делом.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.