Молодость — самое романтизированное время в жизни человека. Пахнет как мятная жвачка, блестит как мейкап Зендеи, двигается под техно и ощущается как сюжет ромкома. Но это не совсем так. Молодые люди, только начинающие делать серьезные жизненные выборы, сталкиваются с тревогой и чувством потерянности. Об этом нечасто говорят, но у кино есть своя интерпретация «правила 34»: если что-то существует, об этом уже есть фильм (или его скоро снимут). Рассказываем, что такое кризис четверти жизни и как его показывают в фильмах и сериалах.
Быть тем, кому общество советует наслаждаться лучшими годами жизни, иногда ощущается как неравная схватка с экзистенциальным кризисом. Брать ипотеку, подыскивать съемное жилье или продолжать жить с родителями? Полугода отношений достаточно, чтобы ответить согласием на предложение руки и сердца? Выбрать работу с четким графиком и ДМС или выкинуть диплом и начать зарабатывать творчеством? Где искать друзей? Как понять, что я счастлив? Зачем я все это делаю? Кто я вообще?
{{slider-gallery}}
Это малая часть вопросов, с которыми нужно разобраться, когда начинается по-настоящему взрослая жизнь и приходится нести ответственность за каждый свой выбор. Кому-то решение дается легко, а для кого-то становится настоящей проблемой. Тревога за настоящее и будущее, душевные метания и бесконечные вопросы к себе — верные признаки кризиса четверти жизни. Его еще называют кризисом 25 лет, хотя у кого-то он может начаться в 18, а у кого-то в 30: цифры в паспорте мало что говорят о ментальном состоянии.
Кризис четверти жизни наступает в возрасте 20–25 лет, когда происходит переход от одной деятельности к другой, поиск новых смыслов и ценностей. Под переходом понимают выбор профессии, окончание студенческого периода, начало полноценной карьеры, вступление в более серьезные отношения. Этот кризис является нормативным, то есть происходит в жизни каждого, просто с разной степенью выраженности. Нередко проявляется тревогой из-за неопределенности будущего, чувством безысходности, разочарованием.
Классиком в исследовании возрастных кризисов принято считать психолога Эрика Эриксона. Согласно его теории, преодолев кризис 25 лет, человек выходит на новый уровень близости с людьми (в первую очередь с романтическими партнерами) или остается в изоляции, не решаясь на отношения в новом качестве. Современные психологи расширяют видение этого кризиса, поскольку за последние десятилетия ситуация изменилась.
У современной молодежи кризис может заметно обостряться и удлиняться. Это связано с тем, что у большего количества людей есть возможность дольше не брать на себя полноценную финансовую ответственность. Также можно дольше думать над выбором профессии, менять учебные заведения, пробовать разные сферы деятельности. Выбор может затягиваться на годы, продлевая вместе с тем неопределенность и тревогу, а также разочарование в себе от невозможности на чем-то остановиться.
{{slider-gallery}}
То же относится и к личной жизни. Соцсети и дейтинговые приложения дают безграничный выбор партнеров. Поэтому, когда в отношениях что-то не ладится, бывает легче от них отказаться и поискать кого-то нового, чем преодолевать сложности. Так человек годами может ходить по свиданиям, не переходя на новый уровень «серьезности».
У современного молодого человека поиски могут затягиваться вплоть до 30–35 лет. Соответственно, затягивается и сам кризис.
{{quote1}}
В исследовании 2020 года также выяснили, что люди, проходящие через кризис 25 лет, чаще всего пишут в соцсетях на следующие волнующие их темы: ощущение невозможности сдвинуться с одного места, желание перемен, тревога в плане карьеры и выстраивания отношений. Чаще всего мысли, которыми делились эти люди, направлены в будущее, а не сосредоточены на настоящем.
Материалов, посвященных кризису, который проживают молодые люди, не так уж много. Тот же кризис среднего возраста, например, занимает ученых, общество и авторов художественных произведений куда больше. Однако то, что о кризисе четверти жизни не говорят прямо, еще не означает, что он остается незамеченным. Во всяком случае не в мировом кино.
К растерянным 20-летним кинематограф обращается, как правило, во времена неспокойные. Они как лакмусовые бумажки первыми реагируют на изменение общественных настроений. В американском кино эталонным высказыванием по теме можно считать «Выпускника» Майка Николса, вышедшего в 1967 году.
Это эпоха сексуальной революции, когда разлом поколений стал очевидным, и фильм, запомнившийся фразой I am not trying to seduce you, выводит на авансцену героя, который состоит из витавших в воздухе идей и бед. 21-летний Бенджамин вырос в состоятельной семье, получил высшее образование и никогда не переживал серьезных потрясений. Но вместо счастья и уверенности в завтрашнем дне, которые достаются тем, кто следует канонам, молодой человек оказывается в пуще душевных терзаний и рефлексии. Его меняющаяся романтическая привязанность не что иное, как разрушение прежних представлений о браке и семье, гедонизм и эскапизм, привет расцветшей в то время идеологии хиппи, а полная растерянность при мысли о будущем не что иное, как кризис четверти жизни.
{{slider-gallery}}
«Такое ощущение, что я играю в какую-то игру, но правила не имеют никакого смысла. Их придумывают совсем не те люди. Точнее, никто их не придумывает. Кажется, они сами себя создают», — сетует Бенджамин, который не находит себе никакого применения.
Не умеющих распорядиться собой 20-летних ставили на передовую в кино об общественном переустройстве и в отечественном кинематографе. Аналогом «Выпускника» стал «Курьер» Карена Шахназарова, который впервые за многие годы заговорил о серьезных и несерьезных бедах, которые переживают молодые люди, без патетики и дидактичного тона, а с пониманием. Герои, которых еще вчера оклеймили бы антисоветчиками, после перестройки вдруг оказались достойными внимания и понимания личностями, которые отзываются в сердцах реальных людей.
{{slider-gallery}}
В период кризиса четверти жизни человека занимает, как правило, целый спектр проблем, глобальные вопросы о мироустройстве или «правилах игры», согласно которым нужно выстраивать все свое существование. «Выпускник» показывает нерешительность в выборе жизненного пути, но его героев все равно в первую очередь интересуют проблемы, касающиеся их личной жизни. В эту же линию встают «500 дней лета» Марка Уэбба, исследующий стадии взаимоотношений нерешительного Тома (Джозеф Гордон-Левитт) с яркой непоследовательной Саммер (Зои Дешанель). О том же говорит «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри, в котором главные герои (Джим Керри и Кейт Уинслет) не могут определиться, что им нужно от партнера, с каким человеком живут и кто они сами, запутавшись в собственных воспоминаниях.
{{slider-gallery}}
Одними и теми же вопросами задаются молодые герои «Переходного возраста», «Призрачного мира», «Трудностей перевода», «Девчонок» и десятка других фильмов и сериалов о потерянных взрослых. Они не могут сыскать у зрителей сострадания, как дети или подростки, ограниченные в ресурсах из-за возраста, не могут рассчитывать на понимание со стороны тех, кто в том же возрасте берет на себя ответственность за большую семью, важную должность или сложные жизненные обстоятельства. Эти персонажи не знают, как поступать с собой, и потому не получают однозначной реакции.
За исключением, возможно, только героев короля жанра Джадда Апатоу. Его фильмография в некотором смысле — это гимн культуре кидалтов, расцвет которой пришелся как раз на годы между двумя экономическими кризисами. Несмотря на очевидную комичность и частую беспомощность его персонажей, Апатоу не выносит им обвинительный приговор и даже близко не подбирается к фразе «Делом займись, и никаких кризисов не будет».
Современное кино чутко подходит к ментальным сложностям молодых людей, которые живут в куда более турбулентном и непонятном мире, чем предыдущие поколения. Даже употребляемые для описания проблематики фильмов слова «карьера», «социальная роль» и «отношения» уже не совсем подходят для разговора о настоящем, где любое из этих понятий абстрактно и становится скорее спектром, нежели палитрой. Максимально абстрактно и образно, под стать запросу времени, подошла к изображению своих героинь Каролина Кавалли в «Аманде». Это история дружбы двух девушек, которых в кадре показывают пятилетними, а затем 25-летними — и между этими версиями нет большой разницы.
{{slider-gallery}}
Не все герои, которые находятся в поиске, стоят на месте, некоторые предпочитают искать себя методом подбора. Такова Юлия (Ренате Реинсве) из «Худшего человека на свете» Йоакима Триера. Отправившись учиться на медика, которому точно пригодятся классические знания и усидчивость, девушка несколько раз меняла карьерные траектории, оказываясь то на курсах фотографов, то в книжном магазинчике. В личной жизни все примерно так же неопределенно, как в работе: то ли поддаться вспыхнувшим чувствам, то ли сохранить серьезные отношения, а может, есть и другой вариант? У Юлии ни на что нет ответов, только вопросы и некоторый запас энергии на поиск.
К слову, именно в «Худшем человеке на свете» есть иллюстрация разности поколений, проходящих через один и тот же жизненный период. «В 30 лет мама Юлии, Ева, была в разводе два года. Мать-одиночка и бухгалтер в издательстве. В 30 лет у бабушки Юлии родились трое детей. Она сыграла Ребекку Уэст в “Росмерсхольме” в Национальном театре. В 30 лет прабабушка Юлии, Астрид, осталась вдовой, одна с четырьмя детьми. У прапрабабушки Юлии было семеро детей. Двое умерли от туберкулеза. Прапрапрабабушка Юлии, Герта, была женой торговца с шестью детьми в браке без любви. Прапрапрапрабабушке Юлии так и не исполнилось 30. Средняя продолжительность жизни женщин в то время составляла 35 лет», — вещает рассказчик.
Российское кино не игнорирует экзистенциальные вопросы молодых взрослых и предлагает собственный взгляд.
Чаще, к сожалению, попадаются фильмы с обесценивающим взглядом на кризис молодых взрослых. Свысока на молодое поколение смотрит Алена Званцова в драме «Ячейка общества». То же самое делает и кассовая серия фильмов «Холоп» Клима Шипенко, которая уже не первый год забавляет старшее поколение тем, как золотую молодежь перевоспитывают шоком и насилием. Неприятный кейс произошел и, казалось бы, на серьезном фестивале «Пилот» с показом сериала «Хрущевский синдром» о молодом парне, которого богатые родители отправили жить в бабушкину квартиру на окраине Москвы. Ему предшествовало заявление представителя Общественной палаты Пермского края о том, что «молодое поколение, хапнувшее ранее быстрых денег и fast life, должно наконец повзрослеть».
{{slider-gallery}}
Альтернативный портрет пока не нашедших себе применения молодых людей можно сложить, например, из «Кислоты» Александра Горчилина, «Здорового человека» Петра Тодоровского, «Рядом» Тамары Дондурей, «Плейлиста волонтера» Максима Свешникова, «Поехавшей» Антона Маслова. Остается надеяться, что эти фильмы когда-нибудь в обозримом будущем начнут собирать в прокате столько же, как какой-нибудь «Холоп».
Наиболее распространенными симптомами кризиса четверти жизни считаются импульсивное поведение, потребность в переменах, нестабильные отношения, трудности с принятием решений, чувство изоляции, ощущение бессмысленности, неуверенность в себе и даже депрессия и тревога.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.