В прокат выходят «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи, который в прошлом году благодаря «Оппенгеймеру» Кристофера Нолана наконец стал настоящей голливудской звездой и, как следствие, обзавелся продюсерской компанией. «Мелочи жизни» — драму об ужасах, которые творились в Ирландии в так называемых исправительных учреждениях для падших женщин под патронажем католической церкви, — критики после премьеры на Берлинском кинофестивале уже назвали «спрятанным бриллиантом», а сам Мерфи — только началом своей экспансии. Актер наконец-то получил возможность продюсировать собственные проекты, а заодно стать лицом «новой ирландской волны» в Голливуде. SETTERS Media рассказывает, за кем из его коллег надо следить и как так получилось, что главные звезды американского кино сейчас — это выходцы из страны, чье население чуть больше 5 млн.
Многолетний соратник Кристофера Нолана, который только в «Оппенгеймере» получил главную роль (и «Оскар»), всю карьеру снимался у живых классиков — начиная с Кена Лоуча («Ветер, который качает вереск») и заканчивая Дэнни Бойлом («28 дней спустя»). Широкую известность приобрел, сыграв в сериале «Острые козырьки» — одном из лучших шоу на современном телевидении, благодаря которому британское ТВ наконец-то получило своего «Крестного отца» (сейчас мы всем ждем полнометражный фильм по мотивам сериала, где Мерфи вернется к роли Томаса Шелби). Мерфи, за которым внимательный зритель следил как минимум последние 15 лет, — выпускник великой ирландской актерской школы и наследник Ричарда Харриса, снимавшегося у Антониони и Иствуда, и Питера О’Тула (Лоуренса Аравийского). Сейчас, по слухам, ведет переговоры о том, чтобы сыграть Волдеморта в новой экранизации «Гарри Поттера», и официально примет эстафету у великих предшественников: в двух первых «Поттерах» Дамблдора играл как раз Харрис.
{{slider-gallery}}
Актера, можно сказать, открыл Йоргос Лантимос, который в «Убийстве священного оленя» дал ему главную роль (греческий режиссер — большой поклонник и внешности актера, скажем отдельно), и 25-летний Кеоган, надо сказать, в кадре смотрелся вообще не хуже опытных партнеров в лице Николь Кидман и Колина Фаррелла. Дальше карьера взлетела: за «Оленем» последовал «Дюнкерк» Кристофера Нолана, «Вечные» из вселенной Marvel, роль Джокера в новом «Бэтмене» и, наконец, «Солтберн», который зацементировал Кеогана в статусе одного из самых интересных актеров поколения и, что не менее важно, всеобщего internet boyfriend. Роли выбирает со знанием дела: снялся, например, в «Птице» Андреа Арнольд и сейчас собирается играть в англоязычном дебюте Кантемира Балагова. Отдельно скажем о биографии номинанта на «Оскар», которая похожа на историю Золушки: мать Кеогана умерла от передозировки героина, когда ему было 12 лет, и он семь лет провел в приемных семьях, пока бабушка не забрала его домой.
{{slider-gallery}}
Только подумайте: дебют в кино у актера состоялся в 2021 году в фильме «Солнце мое», за который он сенсационно был номинирован на «Оскар», и вот спустя два года он играет главную роль не у кого-нибудь, а у Ридли Скотта и не где-нибудь, а в продолжении того самого «Гладиатора» (режиссер сказал, что взял актера за подходящий профиль и на пробах обсуждал регби). Параллельно у Мескала насыщенная карьера в театре, где он успел сыграть несколько «великих» ролей: Стэнли в «Трамвае “Желание”», главную роль в «Великом Гэтсби» и Деметриуса во «Сне в летнюю ночь» Шекспира — очевидно, что это только начало. Одновременно с этим актер регулярно разносит интернет (тут и любовь к микрошортам, и, мягко говоря, прохладная реакция на появление на премьере «Гладиатора» английского короля) и представляет собой идеальный образец новой классической маскулинности — той, которая не токсичная. Последнее — шлейф его первой «большой» роли в экранизации книги другой важной ирландки, Салли Руни, «Нормальные люди». В случае Мескала название оказалось пророческим — он действительно, что называется, «нормальный» (и слава богу). Он, кстати, сейчас один из главных претендентов на роль Джеймса Бонда.
{{slider-gallery}}
Актрисе всего 30 лет, а кажется, что она с нами всегда. Это, в общем-то, так и есть: снимается Ронан с девяти лет. В 2007 году в 13 лет она появилась в «Искуплении» Джо Райта, где переиграла и Киру Найтли, и Джеймса Макэвоя, и стало понятно: звезда родилась. С тех пор она четыре раза была номинирована на «Оскар», получила звание новой Мэрил Стрип и снялась у Уэса Андерсона (дважды), Питера Джексона и Нила Джордана. Но вообще, патриотично регулярно играет именно что у ирландских режиссеров. Одна из любимых актрис Греты Гервиг (она играла главную роль в ее режиссерском дебюте «Леди Берд» и потом главную же роль в экранизации «Маленьких женщин»), она в 2023 году вместе с мужем актером Джеком Лауденом основала продюсерскую компанию — их первым проектом стала прошлогодняя экранизация дебютной книги звезды англоязычного автофикшена Эми Липтрот «Выгон». Кстати, Ронан еще одна из последних старомодных кинозвезд поколения, у которой принципиально нет соцсетей.
{{slider-gallery}}
Актер, который, как и Мерфи, долго шел к заслуженной народной славе (в театре он, разумеется, давно звезда). «Незнакомцы» 2023 года, за которых Скотт был номинирован на «Золотой глобус», — это, на секундочку, его первая (!) главная роль в кино. До этого он всегда был, что называется, на вторых ролях. Многие узнали о нем благодаря «Шерлоку» с Бенедиктом Камбербэтчем, где он играл Мориарти, но по-настоящему банк он сорвал в роли «горячего священника» в «Дряни» Фиби Уоллер Бридж — тогда о встрече с сомневающимся католическим священником мечтала добрая половина женского населения планеты. Дальше под него была поставлена новая блестящая экранизация «Талантливого мистера Рипли» Патриции Хайсмит — и вот он уже получает награды на Берлинском кинофестивале. Актер, никогда не делавший тайны из собственной ориентации, кстати говоря, пример того, что правила игры в современном Голливуде, кажется, все-таки поменялись. Скотт, и это медицинский факт, вовсе не смутный объект желания и женщин, и мужчин. И это не смущает ни одних, ни других.
{{slider-gallery}}
Кому-то появление в этом списке Фаррелла, который активно и более чем успешно снимается с 1990-х (был у него и Оливер Стоун, и Майкл Манн, и Терри Гиллиам), может показаться странным. Но свою «ирландскость» актер, кажется, сформулировал недавно. «Банши Инишерина» Мартина Макдоны, с которым Фаррелл сотрудничает уже в третий раз, в 2022 году стали абсолютным триумфом Ирландии в кино (у этой сугубо «островной» истории было только на «Оскар» восемь номинаций, не говоря уже о двух призах Венецианского кинофестиваля — в том числе и Фарреллу), а кроме того, продемонстрировали, что Фаррелл из bad boy Голливуда, про чьи похождения написаны тома, превратился в огромного актера и те самые брови домиком уже складываются в настоящую трагедию. А недавний «Пингвин», за которого Фаррелл получил «Золотой глобус», — доказательство того, что он вошел в форму, когда можно успешно играть под тонной грима одними глазами.
{{slider-gallery}}
Коллега Фаррелла по последнему Макдоне, вообще-то, известная на родине актриса (и одна из любимых у этого режиссера, в частности: Кондон много играла Макдону в театре), но для широкой публики опять же ставшая известной недавно. Именно ей заслуженно пели панегирики и Фаррелл, и Глисон в течение всей промокампании «Баншей». И именно она сейчас сыграла любовный интерес Брэда Питта в грядущем блокбастере (тут сомневаться не надо: человек воскресил «Топ Ган») Джозефа Козински про «Формулу-1». И если это не признание того факта, что на горизонте появилась новая leading lady, то, что тогда, мы не знаем. Параллельно с этим Кондон вместе с Джудом Лоу играет в новом сериале по вселенной «Звездных войн» — это понятно, деньги зарабатывать надо даже людям, которые держат рекорд как «самая молодая Офелия» Королевской шекспировской труппы (Кондон сыграла эту роль в 17 лет).
{{slider-gallery}}
Так назвал актрису режиссер и любимый сценарист Дэнни Бойла Алекс Гарленд, у которого она сыграла в «Роде мужском». Среди других поклонников Бакли весь цвет авторского современного кино: Сара Полли («Женщины говорят»), Чарли Кауфман («Думаю, как все закончить») и Мэгги Джилленхол, у которой она играла в «Незнакомой дочери» и сейчас играет главную роль в новой экранизации «Франкенштейна». Снимается редко, но метко и не забывает про театр. Из последних свершений — роль Салли Боулз в новой постановке «Кабаре» (на пару с институтским другом Эдди Редмэйном), за которую она получила премию Оливье. Редкий талант: комедийные роли удаются ей не хуже драматических, и если хотите посмеяться и посмотреть, цитируем ее же саму, на ее «бледную ирландскую жопу», то срочно бегите смотреть «Злобные маленькие письма», где Бакли соревнуется во владении матом не с кем-нибудь, а с Оливией Колман.
{{slider-gallery}}
Феминистские рубежи киноиндустрии последние несколько лет держит ирландская звезда «Бриджертонов» и самая смешная из группы «Девчонок из Дерри», великого шоу о приключениях девочек-подростков в Северной Ирландии в середине 1990-х, когда ИРА объявила о прекращении военных операций. В свободное время от съемок в хитах Netflix и новом «Докторе Кто» (Рассел Ти Дэвис написал роль специально под нее) выпускница Ирландского национального университета пишет колонки в The Guardian о том, как достала сексистская критика, борется за то, чтобы женщины, чей размер одежды превышает XS, были представлены в кадре с должным участием индустрии, устраивает акции, чтобы привлечь внимание к проблеме несуществующего доступа к абортам в Северной Ирландии и собирает деньги на детские хосписы. Кто играл Барби-дипломатку у Греты Гервиг? Правильно — она. Запоминайте имя, если еще нет.
{{slider-gallery}}
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.