Когнитивно-поведенческий психотерапевт и эксперт сервиса психотерапии zigmund.online Денис Золотов объясняет, почему нам так часто предлагают выйти из зоны комфорта, с чем обычно ее путают и как из нее выходить, если вы все же решились.
Фраза «нужно выходить из зоны комфорта» очень популярна. При этом не всегда понятно, что это за зона такая, почему в ней находиться плохо, зачем вообще «нужно» из нее выходить — и, кстати, кому именно нужно.
Нередко бывает, что человек жалуется на упадок сил, загруженность, сложные отношения, а ему отвечают: «Тебе просто надо выйти из зоны комфорта». Правда, упадок сил и проблемы — это совсем не зона комфорта.
Термин этот, во-первых, довольно новый, а во-вторых, не научный. Его изобрела в 1991 году Джудит Бардвик, карьерный консультант и тренер личностного роста. Книга Бардвик «Опасность в зоне комфорта» во многом посвящена карьерному управлению — тому, как мотивировать подчиненных больше работать. Согласно ее теории, когда потребности работников закрыты (и они находятся в «зоне комфорта»), производительность их труда падает. «Выгонять» сотрудников из зоны комфорта — интерес исключительно руководителя, потому что ему невыгодно, когда их потребности закрыты. С тех пор термин получил крайне широкое распространение. Что под ним обычно подразумевают?
Зона комфорта — это состояние, в котором мы чувствуем себя уверенно и безопасно и особо не испытываем стресс и напряжение. Человек в зоне комфорта получает силы, а не теряет их. Небольшие неприятности, как правило, не могут его дестабилизировать. Если у человека есть любимая работа, в личной жизни все спокойно и нет проблем со здоровьем, в ответ на какую-то сложность он может сказать: «Да, всякое случается, но в целом я живу хорошо». Это значит, что глобально ему комфортно.
В зоне комфорта живут, например, хоббиты у Толкина, когда самой большой проблемой становится подгоревший пудинг.
Зона комфорта может быть локальной, касаться какой-то одной сферы: например, у человека стабильная и спокойная работа, но она не совсем ему интересна или он общается с одними и теми же близкими людьми и избегает новых знакомств.
{{slider-gallery}}
Правда в том, что многие люди, к сожалению, никогда не были в зоне комфорта, часто даже в детстве: например, родители были недостаточно бережны, а обстановка вокруг не располагала к безмятежности. Так с чем же ее обычно путают, если сам термин встречается так часто?
У зоны комфорта есть неприятная сестра-близняшка. Их легко перепутать, а разница между тем очень большая. Имя ей — зона привычного дискомфорта. Это состояние, в котором мы испытываем неудовлетворенность и понемногу теряем силы, но менять что-то не решаемся. Вот несколько примеров.
Плохая квартира. Стены старые и трескаются, ремонт — наследство от прабабушки, газеты под обоями говорят о культурном слое раннего СССР. Окна продувает, санузел раздельный, а вам всегда хотелось совмещенный. Но зато не съем и не ипотека, а переезд выльется в кучу хлопот, и большой вопрос, удастся ли найти подходящее жилье. Да и обидно как-то снимать при своей квартире.
Опостылевшая работа. На ней неприятно находиться, нет ощущения, что делаете что-то интересное или важное. Коллеги мотают нервы. Вы отсиживаете от звонка до звонка, считаете дни до отпуска. Зарплаты хватает не на все, хоть платят ее и вовремя. Но искать новую работу страшно, да и кто знает, что сейчас на рынке труда, — вдруг будет хуже.
Изживший себя брак. У супругов давно нет секса, да и разговоры по душам где-то в прошлом. Чувства остыли, но есть совместное имущество и дети. Могут быть и другие причины оставаться вместе, например чья-то финансовая несамостоятельность или нужда в поддержке. Иногда приходит мысль все прекратить, но придется вести долгие и неприятные разговоры, решать денежные и юридические вопросы, объяснять все детям. Может, стерпится?
Основная опасность во всех этих примерах в том, что ничего глобально плохого как будто и не происходит. Со стороны может казаться, что все нормально: в самом деле, все живы-здоровы, побираться не приходится — какие тут могут быть проблемы?
В зоне привычного дискомфорта можно находиться годами, да что там — десятилетиями, и терять все больше сил.
{{slider-gallery}}
Люди, находящиеся в зоне привычного дискомфорта, видят опасность в том, что усилия, необходимые для смены обстановки, значительно перевешивают количество повседневного стресса. Другими словами, поменять что-либо кажется настолько сложным и утомительным, что проще продолжать мириться с текущими, пусть и некомфортными, условиями. Но если смотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе, вскрывается ловушка: что хуже — один раз заплатить банку $500 или десять лет по $1 в день?
Зона привычного дискомфорта способствует стрессу, апатии и выгоранию. Нередко она может незаметно приводить к депрессии.
Кто-то видит выход в том, чтобы вернуться в зону комфорта. Например, бросает работу в офисе и уезжает фрилансить на Гоа за значительно меньшую сумму. А кто-то устраивает себе кризис — увольняется и открывает свое дело или идет менять профессию.
Зона привычного дискомфорта — состояние, выйти из которого может быть действительно важно, чтобы избежать эскалации проблем в будущем.
В начале XX века американские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон провели эксперимент с мышами: они учили их проходить лабиринт, регулируя уровень их стресса ударами тока. Выяснилось, что животные лучше справлялись с заданием при ударах тока средней силы, чем при избыточно сильных или вовсе без таковых.
Позже результаты этого опыта переложили на человеческую мотивацию. По закону Йеркса — Додсона наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации (или оптимуме мотивации). Ее дальнейшее увеличение приводит к ухудшению результатов, так как человек начинает испытывать излишнее напряжение.
На закон Йеркса — Додсона нередко ссылаются те, кто уверен в необходимости выходить из зоны комфорта. Якобы у человека существует некий определенный уровень стресса, который помогает справляться с задачами лучше, а если он слишком сильный или слабый, люди теряют мотивацию.
{{slider-gallery}}
Выводы Йеркса и Додсона не раз ставились под сомнение. Дело в том, что ученые экспериментировали исключительно с негативной мотивацией (ударами током). О позитивной мотивации в этом эксперименте речь не идет.
Например, современный исследователь Мартин Корбетт, сотрудник школы менеджмента Университета Лестера, приходит к выводу, что стресс не помогает, а мешает работать, так как часть сил, которые можно использовать для выполнения задач, уходит на борьбу со стрессом.
Тем не менее идея, что для оптимальной работы человеку требуется определенный уровень стресса, все еще популярна среди экспертов по управлению персоналом и тренеров личностного роста, как и советы начальству держать сотрудников «в тонусе» через нагрузки и стресс.
Еще одна проблема заключается в том, что те, кто не решается покинуть «зону комфорта», в современной культуре нередко подвергаются критике. Между тем человек может оставаться в дискомфортных условиях по разным причинам. Одна из них — выученная беспомощность.
Этот феномен был описан в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером после экспериментов над собаками. Животные, неспособные контролировать получаемые удары тока, в определенный момент прекращали сопротивляться, даже когда могли спастись бегством. Сторонники теории утверждают, что такое поведение свойственно в том числе человеку: например, неконтролируемый стресс на работе или в семье погружает его в состояние беспомощности и он просто не способен выйти из сложившейся ситуации. К похожим выводам приходят и сторонники теории травмы (например, голландский психиатр Бессел Ван дер Колк).
В 2016 году, исследовав активность структур мозга, Селигман и Майер переинтерпретировали результаты своих экспериментов.
Ученые заявили, что выучиться можно не беспомощности, а, наоборот, контролю. То есть человек, не способный изменить что-то в своей жизни, просто не обладает опытом и навыками изменения.
В начале 1930-х годов советский психолог Лев Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Суть ее проста: это операции, которые человек способен осуществить с поддержкой другого человека, обладающего большим опытом. Например, ребенку проще освоить плавание, если рядом находится страхующий его взрослый, а вождение лучше усваивается с инструктором.
В зоне ближайшего развития обучение проходит комфортно, прогресс можно отследить, а цена неудачи невысокая. За счет постепенного обучения количество освоенных человеком действий расширяется.
Применение этой концепции может выглядеть так: анализируем собственные возможности, определяем, что из желаемого мы не умеем и чему способны научиться с помощью другого. Если успех не достигается после нескольких последовательных попыток, это означает, что цель находится в зоне не ближайшего, а дальнего развития, то есть на данный момент стоит переключиться на более достижимые цели и вернуться к прежней позже.
Допустим, вы все же находитесь в зоне комфорта. Это может быть полезно, особенно в краткосрочной перспективе. Когда мы чувствуем себя безопасно и уверенно, мы восстанавливаем силы. После сложных жизненных ситуаций хочется вернуться в зону комфорта, и делать это важно для отдыха и хорошего самочувствия. С другой стороны, мы можем опасаться, что это приведет к стагнации или мы упустим что-то ценное. Другие люди или массовая культура также могут навязывать нам свое видение «нормальной» или «правильной» жизни.
Задайте себе следующие вопросы, чтобы лучше разобраться в своей мотивации.
Развитие. Преодоление границ привычного способствует развитию новых навыков и улучшению самочувствия. Чем больше человек знает и умеет, тем он лучше справляется с неприятностями и добивается своего.
Обогащение опыта и повышение качества жизни. Новые впечатления и знакомства расширяют кругозор. Иногда невозможно себе представить, сколько радости может доставить что-то новое, пока не попробуешь. Например, человек, привыкший отдыхать в Европе, может быть удивлен, сколько удовольствия принесла поездка в Сахару. Другой пример — самочувствие после перехода на здоровое питание может улучшиться настолько, что человеку просто не захочется возвращаться к вредной еде.
Достижение целей. Многим людям необходимо покинуть зону комфорта, чтобы достичь важных целей или исполнить мечту. Художником не стать, не выделив время на рисование. Построить свой дом на зарплату кассира может быть крайне трудно.
Бережное отношение к себе. Иногда стоит оставаться в зоне комфорта, особенно если у вас прямо сейчас есть проблемы или неопределенность в других сферах. Стоит ли менять привычную работу, если на повестке дня лечение, важные покупки или переезд? Здоровое чувство безопасности в какой-то области жизни может быть необходимо для восстановления сил.
Индивидуальные различия. Не всем людям подходит идея выхода из зоны комфорта. Каждый имеет право находить свой путь и определять, что для него важно, а что нет. Возможно, не стоит менять себя в угоду ожиданиям других людей: вашу жизнь они за вас не проживут.
Сомнительность некоторых перемен. Не все изменения к лучшему. Участие в рискованных или стрессовых ситуациях не всегда приводит к позитивным результатам. Иногда это может нанести вред — например, если человек решает бросить работу и открыть свой бизнес под залог квартиры, не составив план и не изучив отрасль.
{{slider-gallery}}
Допустим, вы решили все же начать менять что-то в своей жизни.
Разбираемся в себе. Важно понимать, зачем вы хотите что-то менять и какие конкретно цели преследуете. Составьте список того, что не устраивает сейчас, и того, чего хотелось бы добиться. Лучше избегать размытых формулировок: если вам сейчас это не подходит, то как должно быть? Достойная зарплата — это сколько? Для чего вам именно эта сумма? Хорошая физическая форма — это какая? Для чего вам такие показатели? Каковы промежуточные шаги к этим целям?
Двигаемся постепенно. Вместо резких перемен «с завтрашнего дня» можно использовать постепенный подход — шаг за шагом. Если ваша цель — выполнить 100 отжиманий, а получается только 20, то сегодня можно отжаться хотя бы 21 раз.
Вместо того чтобы прыгать с разбегу в новую жизнь, начните с мелочей.
Например, пробуйте новые виды продуктов или новые маршруты прогулок. Лучше начать заниматься физкультурой по десять минут в день, чем откладывать и не начать вообще.
Ищем поддержку. Покидая зону комфорта, может быть полезно взять с собой друга. Поддержка от близких людей или профессионалов (например, психолога или тренера) может облегчить процесс и сделать его более безопасным, а также добавить мотивации: вы сможете делиться своими достижения, а может, даже найдете попутчика.
{{slider-gallery}}
Вопрос, нужно ли выходить из так называемой зоны комфорта, не имеет четкого ответа. Тема достаточно противоречива, однозначного научного мнения о ней не сформировано. Вывод, который так и просится после всего сказанного: важно, чтобы человек самостоятельно и осознанно определял, когда, как и ради чего ему стоит расширять свои горизонты. Главное — понимать свои потребности, цели и личные границы и, конечно, относиться к себе бережно.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.