Неожиданным итогом прошедшего года стало «падение» Marvel — самая успешная франшиза современного кино и один из главных поп-культурных феноменов ХХI века оказалась в кризисе. Сборы в прокате далеки от желаемых, а о нехватке идей внутри компании, запустившей «Мстителей», «Тора», «Железного человека» и еще несколько десятков супергеройских вселенных, не написал только ленивый. SETTERS Media на каникулах решил разобраться, что происходит с детищем продюсера Кевина Файги, и что этот кризис говорит о положении дел в современной поп-культуре.
Летом 2001 года режиссер Сэм Рэйми выпустил трейлер своего грядущего фильма «Человек-паук» — в нем группа грабителей скрывалась от полиции на вертолете и попадала в сети, которые сплел главный герой (тогда его играл Тоби Магуайр), одаренный старшеклассник Питер Паркер, укушенный пауком-мутантом, и в результате этого ставший супергероем, защищающим от преступников родной город. Родным городом был Нью-Йорк, а сети, в которых увязали грабители, были сплетены между двумя башнями-близнецами Всемирного торгового центра.
Эти кадры в итоговую версию фильма не вошли — спустя несколько месяцев после выхода трейлера и незадолго до запланированной премьеры фильма, Нью-Йорк, как и вся Америка, был в трауре. 11 сентября 2001 года в стране прошла серия терактов, которая приведет к полномасштабному вторжению США в Ирак, и — расцвету супергеройского кино. «Человек-паук» был перенесен — он дебютировал в мае 2002-го, и это была сенсация — за первые три дня в прокате он заработал 114 миллионов долларов, побив рекорд в 90 миллионов долларов, установленный всего несколькими месяцами ранее первым фильмом о Гарри Поттере.
Стало ясно — публика, за неимением опоры в жизни, хотела, чтобы ее спасли хотя бы в кино.
И ее «спасали» в течение следующих двадцати лет. Человечество от вторжений из космоса, террористических атак и суперзлодеев с доступом к государственным ресурсам защищали не только школьники с суперспособностями — в ход шли и древние боги («Тор»), и миллиардеры из военного сектора («Железный человек», сорвавший банк как раз во время войны в Ираке), и легенды патриотической пропаганды времен Холодной войны («Супермен» и «Капитан Америка»).
А компания, которой удалось этот запрос понять и оседлать, Marvel под предводительством гениального продюсера Кевина Файги, за это время успела стать самой кассовой франшизой в истории с мировыми сборами более 27,3 миллиардов долларов. За эти годы они выпустили 22 фильма, устроили несколько революций в индустрии, начиная с маркетинга фильмов и заканчивая исторической сделкой с Disney, благодаря которой их киновселенная получила представительство на телевидении. В 2018-м шесть из десяти самых популярных премьер года были о супергероях, в 2019-м «Мстители: Финал» стал самым кассовым фильмом всех времен (позже их сместил «Аватар», но то был повторный прокат). Казалось, что человечество будет смотреть исключительно фильмы о супергероях до настоящего конца времен, и никакой Зеленый Гоблин не сможет этому помешать. Живые классики кино под предводительством Мартина Скорсезе во всю оплакивали «серьезные драмы для взрослых», на которые теперь никто не хочет давать денег, а про инди-режиссеров и говорить нечего — Marvel c самого начала искал себе кадры как раз в независимом кино (Джеймс Ганн, братья Руссо, Хлоя Чжао — список можно продолжать долго). Так казалось до прошлого года.
В конце года Variety выпустил, без шуток, титанический материал о Marvel, по масштабу проделанной работы вполне соответствовавший присущей объекту своего исследования гигантомании. И выяснилось следующее — «злые языки», последние несколько лет говорившие о том, что с Marvel происходит что-то не то (обычно это списывали на «зависть» или «снобизм») — правы, и в Датском королевстве действительно что-то прогнило. Опросив работников компании, (руководство Marvel от комментариев, разумеется, отказалось), аналитиков и просто представителей индустрии журналисты резюмировали — пандемия для компании, превратившей просмотр кино в «поход в парк развлечений» (по выражению Скорсезе), не прошла бесследно.
Бюджетные дыры, образовавшиеся из-за того, что последние три года фильмы Marvel не получали прокатных удостоверений в Китае (очень важный рынок для компании) и последствий локдауна, было решено «затыкать» потоком сериалов про супергероев, из-за чего, похоже, зритель перенасытился темой. Здесь надо оговориться и сказать — секрет успеха Marvel, чтобы ни говорили их критики, заключался не в том, что они провели операцию по «отуплению» зрителя, а в том, что лучшие фильмы их линейки — это, в первую очередь, действительно первоклассное кино с, на самом деле, очень сложноустроенной интонацией. Давая огромные студийные бюджеты в руки независимых режиссеров, Marvel на выходе стабильно получали в некотором смысле идеальный продукт — он выглядел как нормальный блокбастер для субботнего похода в кино всей семьей, а внутри содержал вообще неочевидные истории про аутсайдеров всех мастей — это мог быть и говорящий енот, и русская шпионка, и гениальный ученый, иногда превращающийся в зеленого монстра. Но такие фильмы требуют «индивидуальной сборки», и Marvel в некотором смысле стали заложниками собственного успеха.
Первым полег отдел спецэффектов (вообще-то главные люди в случае с Marvel) — из-за количества работы и постоянных правок в сценариях, последние фильмы и сериалы Marvel выходили с недоделанными спецэффектами — так случилось, например, с «Женщиной-Халком» и «Квантоманией», кстати, провалившейся в прокате. Дальше — сценарный отдел. Абсолютным фиаско Marvel (строго говоря — настоящим первым) стало недавнее продолжение «Капитана Марвел» с Бри Ларсон в главной роли, который очень плохо показывал себя на показах для фокус-групп и в итоге стал кассовым провалом. Этого студия старается не допустить в случае с давно ожидаемым [[перезапуском «Блейда»|Премьера фильма запланирована на 7 ноября 2025 года.]] об охотнике на вампиров, главную роль в котором должен сыграть оскаровский лауреат Махершала Али. Актер, увидев сценарий, порывался проект покинуть, но для спасения фильма был в срочном порядке нанят автор вполне великого «Логана» Майкл Грин. Под конец года Marvel столкнулись с еще одной неожиданной проблемой — один из главных героев грядущей новой фазы киновселенной актер Джонатан Мейджорс, которого готовили в качестве нового Таноса, был обвинен (а потом и признан виновным) в нескольких инцидентах, связанных с домашним насилием. С актером был тут же расторгнут контракт — и что будет с грядущими релизами студии неизвестно.
Что будет и с Marvel в общем — неизвестно тоже. Точно сказать можно только одно — руководству компании необходимо начать думать по-новому, и чем раньше, тем лучше. В сильно изменившемся за последние несколько лет социальном и политическом климате, стало совершенно очевидно, что старая модель фильмов Marvel — «группа супергероев против одного конкретного злодея» больше не работает.
Идея об одном «вселенском зле», которое раньше можно было представить в виде одного сумасшедшего ученого (или миллиардера, или поклонника расовой теории из другой галактики — кому что больше нравится), и группе людей, которые могут его «победить», больше не отвечает запросам времени.
В максимально разрозненном постпандемийном мире, мире пост-BLM и мире, в котором только за последний год началось несколько новых войн, идея о централизованной борьбе за светлое будущее смотрится фантастикой даже по меркам Marvel. А они всегда были хороши в том числе и тем, что, несмотря на всех Зеленых Гоблинов в кадре, говорили с публикой о том, что происходит здесь и сейчас. Человек-паук, совершенно точно, нас уже не спасет, как и старые «Мстители», которых, как поговаривают инсайдеры, продюсеры Marvel мечтают вернуть в строй. Придется искать новых Скарлетт Йоханссон и Роберта Дауни-младшего — миссия сама по себе практически невыполнимая, но, как учил нас Максим Горький, славу надо петь только храбрым.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.