Случайность не то, чем кажется. По крайней мере, если верить писателям, философам, критикам, публицистам и прочим людям, которых принято называть работниками слова. Вместе с МТС, которые к своему 30-летию запустили масштабный розыгрыш, мы решили выяснить, как работает случай и почему Кафка, Довлатов, Белинский и другие писатели объясняли любовь, религию, преступления и чуть не все устройство вселенной… чистой случайностью.
Людям свойственно считать себя хозяевами собственной судьбы. В мире победившего контролфрикства все сферы жизни как будто должны быть подчинены некоей логике: чуть ли не для каждого события дня ищут хоть какое-то объяснение — от астрологических прогнозов до психотерапевтических постов в соцсетях. Полагаться на волю случая кажется странным, даже участие в самых безобидных конкурсах воспринимается как блажь и декаданс.
При этом человечество в нынешнем виде существует во многом из-за случайного стечения обстоятельств. Как писала британский анатом и антрополог Элис Робертс в книге «Невероятная случайность бытия. Эволюция и рождение человека», «само ваше пребывание в этом мире, сам факт того, что вы сейчас читаете эти строки, — события до крайности маловероятные. Маловероятной случайностью была встреча ваших родителей. Могло быть множество моментов, когда их жизнь повернулась бы по-иному и они встретили бы на своем пути других людей. Однако даже после того, как они встретились и полюбили друг друга, чистой случайностью стало то обстоятельство, что именно одна, определенная яйцеклетка была оплодотворена именно одним, определенным сперматозоидом, в результате чего на свет появились именно вы».
Все от происхождения человеческого рода до рождения конкретного человека — в известной степени совершенная случайность. Не говоря о научных открытиях, где случайность — чуть ли не главный рабочий принцип. Все помнят о полумифическом яблоке, которое грохнулось на голову Ньютону и открыло ему закон всемирного тяготения. Но есть и более задокументированные случайности.
Вернувшись однажды из отпуска, шотландский бактериолог Александр Флеминг обнаружил, что в забытой в лаборатории чашке Петри завелась плесень, которая убила колонии стафилококка. Флеминг назвал этот убивающий бактерии вид плесени пенициллином — вот так случайно появился первый антибиотик. Точно так же рентгеновские лучи, тефлон, инсулин, динамит, свитки Мертвого моря, гробница Тутанхамона — эти и многие другие без дураков великие открытия были совершены случайно.
Более того, добрая половина русской литературы — результат всяких разных случайностей. Сюжеты «Капитанской дочки», «Шинели» и «Отцов и детей» были подсказаны авторам случайными знакомыми в поездках. Фамилию главного героя своего романа «Доктора Живаго» Пастернак придумал, по воспоминаниям его возлюбленной Ольги Ивинской, случайно наткнувшись во время прогулки на круглую чугунную плиту с именем фабриканта «Живаго»: писатель и решил, «что пусть он будет такой вот, неизвестный, вышедший не то из купеческой, не то из полуинтеллигентной среды; этот человек будет его литературным героем». Впрочем, не только Пастернак, Пушкин, Гоголь и Тургенев полагались на случай. Их коллеги по перу видели случайность во всем.
{{quote1}}
{{quote2}}
{{quote3}}
{{quote4}}
{{quote5}}
{{quote6}}
{{quote7}}
{{quote8}}
{{quote9}}
{{quote10}}
Реклама, ПАО «МТС», erid: LjN8K5jgB
Что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности.
Безусловно, имеет смысл заниматься любовью… Но любовь как занятие для ума и духа, как сюжет романов и штудий — занятие традиционное и скучное еще и потому, что любовь забывают связывать с оплодотворением. То есть любовь — это случайность, как сон или каприз пищеварения.
Космос — это просто поток бесцельного переустройства, и человек в нем лишь незначительное происшествие или случайность.
Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.
То, что мы в плену непостижимой логикой случайности, — единственная истина Вселенной. Именно из нее и проистекают заблуждения и вдохновение, проступки и вера, эгоизм и самопожертвование, любовь и ненависть.
Постигшее нас зло мучает меньше, чем мысль о тех обстоятельствах, которые могли бы его предотвратить; поэтому самое действенное для успокоения — смотреть на все происшедшее с точки зрения необходимости, откуда все случайности выглядят как орудия судьбы.
В эти дни мы понимаем, сколько совпадений, сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы — в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла человеческая нежность.
Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствуют тем и другим.
Мы живем в мире сгущения случайных факторов. Цивилизация — тот же молекулярный газ, хаотический и способный удивлять «невероятностями», только роль отдельных атомов выполняют люди. Наши лица, наши судьбы формируются статистикой, мы случайный результат броуновского движения, люди — это незавершенные наброски, случайно запечатленные проекты.
Мы приучились жить по воле случая. От этого зависят все наши удовольствия. Даже если я устраиваю себе удовольствие и с нетерпением жду его, возможность получить его все равно остается для меня делом случая... Пока идет время, существует случайность.
Полина Садовникова и Мария Бессмертная воспользовались этим поводом, чтобы пересмотреть свои любимые вампирские саги в строго рабочее время. Пройдите его и узнайте, какой вы вампир.